15.04.2016
Пресс-выпуск № 3084

Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети

Рост числа пользователей Интернета в России в последние годы замедлился. Вместе с тем подход пользователей к безопасности данных стал более осознанным.

МОСКВА, 15 апреля 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как изменилось поведение россиян в Интернете и каким ресурсам для общения мы отдаем предпочтение. 

В России две трети граждан (70%) пользуются Интернетом. В последние три года эта доля остается практически неизменной, как и число тех, кто совсем не заглядывает в Сеть (28-30% в 2014-2016 гг.). При этом число ежедневных пользователей неуклонно растет, достигнув на настоящий момент 53% (с 5% в 2006 г.). Наибольший годовой прирост пользователей в нашей стране фиксировался в период с 2007 по 2008 г., когда их количество выросло на 17 п.п.

Отечественные интернет-пользователи стали внимательней относиться к защите персональной информации в Интернете: так, с  2013 по 2016 г.  существенно меньше стало тех, кто не уделяет никакого внимания вопросу безопасности данных (с 32% до 20%). Среди принимаемых мер самая распространенная – использование антивирусов – ее выбирают 53%, причем сегодня ее применяют существенно чаще, чем три года назад (31%). Каждый четвертый пользователь избегает публикации личной информации в социальных сетях (29%), использует сложные пароли и часто их меняет (26% - с 17% в 2013 г.). Заметно выросло и число тех, кто «чистит кэш», удаляя информацию о введенных паролях, истории просмотров и загрузок – с 9% до 16%, соответственно.

Самой популярной социальной сетью у россиян уже несколько лет остается «ВКонтакте» - ее выбирают 52% интернет-пользователей. Среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет предпочтение ей отдает подавляющее большинство (86%), тогда как люди от 60 и старше проявляют куда меньший интерес (21%). Вторую строчку в топе занимает теряющий популярность ресурс «Одноклассники». Если в 2012 г. этой соцсетью пользовался 61% респондентов, то сегодня – 42%. Чаще в «Одноклассниках» можно встретить пользователей с начальным и среднем образованием (50% и 51% соответственно) и женщин (53%), реже – людей с неполным высшим и высшим образованием (34%) и мужчин (30%). Мессенджер Whatsapp (18%) обходит по популярности сети Facebook (13%) и Instagram (12%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 26-27 марта 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Пользуетесь ли Вы Интернетом, и если да, то как часто? * (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

X.2006

IX.2007

X.2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Практически ежедневно

5

5

15

19

23

30

38

42

47

51

53

Иногда (несколько раз в неделю, в месяц)

14

15

18

21

20

20

20

21

21

19

16

Эпизодически, но не менее 1 раза в полгода

4

4

8

5

3

3

2

2

2

2

1

Не пользуюсь  

76

75

59

55

53

47

40

34

30

28

29

Затрудняюсь ответить

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

* С 2009 по 2016 гг. приведены среднегодовые значения 

Какие из перечисленных действий Вы предпринимаете, чтобы обезопасить свои данные в Интернете? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто пользуется Интернетом)

 

2013

2016

Использую программы - антивирусы

31

53

Не публикую личную информацию в социальных сетях

27

29

Придумываю сложные пароли, часто их меняю

17

26

Не пересылаю через интернет документы и важную информацию

22

23

Не пользуюсь электронными платежами через интернет

19

18

Провожу очистку кэша, сохраненных паролей, истории просмотров и загрузок

9

16

Не оставляю сообщений на форумах, в социальных сетях

15

15

Использую браузер в режиме «инкогнито»

5

5

Оставляю сообщения на форумах, в социальных сетях только анонимно

8

3

Другое (укажите)

1

1

Не предпринимаю никаких действий

32

20

Затрудняюсь ответить

3

2

Посещаете ли Вы социальные сети в Интернете? Если да, то какими социальными сетями Вы пользуетесь? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто пользуется Интернетом)

 

2012

2015

2016

Вконтакте

51

55

52

Одноклассники

61

54

42

Whatsapp (Вотсапп)*

0

0

18

Facebook (Фэйсбук)

15

16

13

Instagram (Инстаграм)**

0

8

12

Мой Мир / Блоги@Mail.Ru

26

19

10

Twitter (Твиттер)

8

7

7

Я.ру

5

1

1

Livejournal (ЖЖ, Живой журнал)

3

3

1

Мой круг

4

2

1

LinkedIn (ЛинкедИн)**

0

1

0

LiveInternet (ЛайвИнтернет)

2

2

0

Mamba.ru (Мамба)

2

3

0

MySpace (МайСпэйс)

1

1

0

Blog.ru (Блог.ру)

2

0

0

Не пользуюсь социальными сетями

17

15

22

Другие

3

2

2

Затрудняюсь ответить

1

2

1

* В 2012, 2015 гг. данный вариант ответа не предлагался

** В 2012 г. данные варианты ответов не предлагались 

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Интернет

ВЦИОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ

В своей деятельности ВЦИОМ следует принципам научной объективности и строгости, руководствуясь Кодексом ESOMAR. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров - член ESOMAR.