ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3024 | 26 Января 2016
Потребительские планы-2016
С углублением кризиса меньшая доля россиян стала планировать расходы на ремонт в квартире, турпутевки и обучение.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Каждый шестой россиянин (17%) в 2015 г. приобрел мобильный телефон или смартфон, каждый десятый (по 9%) купил компьютер/ноутбук, телевизор или сделал ремонт в квартире
МОСКВА, 26 января 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, какие товары и услуги россияне приобрели в 2015 году, и каковы их потребительские планы на 2016 год.

Сравнивая потребительские планы россиян до начала экономического кризиса 2014 г. и сейчас, можно отметить снижение прогнозируемых расходов на ряд товаров и услуг. Так, если в 2013 г. ремонт в квартире планировали 20%, то в 2014 г. – 16%, а в 2015 г. – 14% опрошенных. Аналогичная тенденция наблюдается в отношении планируемых трат на турпутевки (снижение, соответственно, с 16% до 10%) и обучение (с 9% до 3%).

Относительно фактических расходов значимых различий не фиксируется. Исключение – устойчиво растущая доля покупателей мобильных телефонов: с 8% в 2012 г. до 17% в 2015 г.

По ряду товаров также наблюдаются интересные закономерности: прогнозируемые траты на них существенно выше реальных (например, ремонт жилья, турпоездка), обратная зависимость фиксируется, в частности, в отношении мобильного телефона и компьютера.

Самой популярной покупкой 2015 г. в России, согласно данным опроса, стал мобильный телефон/смартфон: о том, что приобрели данный гаджет сообщили 17% опрошенных. Каждый десятый обзавелся телевизором и компьютером/ноутбуком/планшетом (по 9%), причем заметно чаще они приобретались молодежью, чем представителями старших возрастных групп.

Еще 9% опрошенных сообщили, что сделали ремонт в квартире или приобрели сантехнику (среди жителей крупных городов – 16%). Часть респондентов потратила деньги на автомобиль/мотоцикл (6%), мебельный гарнитур (6%), холодильник (6%), стиральную машину (5%) и др.

В 2016 году россияне в первую очередь прогнозируют траты на ремонт – 14%, машину (10%) и турпоездку (10%). Несколько реже говорят о планах на покупку мебели (7%), телевизор (5%), стиральную машину (4%) и др. Приобрести недвижимость в многоквартирном доме в наступившем году  планируют 7%.

Желания и потребности молодых людей заметно превышают нужды пожилых. Так, для молодежи 18-24-лет, в сравнении с людьми пенсионного возраста, наиболее приоритетным является приобретение авто (20% против 1%), турпутевки (12% против 5%), квартиры/дома (15% против 2%), компьютера/ноутбука (11% против 1%), «мобильника» (9% против 1%) и т.д. В то время как главной заботой пожилых является ремонт в квартире: соответствующие расходы планируют 17% среди людей 60 лет и старше против 11% 18-24-летних.

Традиционно наименее востребованными, как в планах, так и на практике, остаются такие категории товаров, как музыкальные центры и DVD-проигрыватели, видеокамера/фотоаппарат, спортивные тренажеры, полисы ДМС, акции и облигации, а также такие серьезные приобретения, как земельный участки, гараж или парковочное место: доли ответов по данным наименованиям в последние два года находятся на уровне 1-2%.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 16-17 января 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%. 

Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг Вы приобрели для себя, своей семьи в 2015 году и что планируете приобрести в 2016-м? (закрытый вопрос, любое число ответов, представлены содержательные ответы респондентов, планировавших и приобретших что-либо из приведенного списка, %)

Планировали приобрести в 2012 г. Приобрели в 2012 г. Планировали приобрести в 2013 г. Приобрели в 2013 г. Планировали приобрести в 2014 г. Приобрели в 2015 г. Планируют приобрести в 2016 г.
Сделал ремонт в квартире, поменял сантехнику 18 12 20 11 16 9 14
Автомобиль, мотоцикл 5 7 9 5 6 6 10
Туристическая путевка 14 7 16 6 12 5 10
Мебельный гарнитур, кухонная мебель 5 5 6 4 4 6 7
Квартира, дом 5 5 8 2 6 3 7
Телевизор, домашний кинотеатр 5 11 8 8 4 9 5
Мобильный телефон, смартфон 4 8 5 14 4 17 4
Стиральная машина 2 5 3 6 2 5 4
Дача, загородный дом 2 2 4 0 3 1 4
Холодильник 2 3 3 4 3 6 4
Компьютер, ноутбук, электронный планшет 4 7 2 7 2 9 3
Плата за обучение (свое или детей) 6 9 9 4 5 4 3
Абонемент в фитнес-клуб 3 4 4 2 2 2 3
Земельный участок 2 2 5 1 2 1 2
Гараж, парковочное место 3 2 6 1 2 1 2
Электрическая плита, газовая плита, посудомоечная машина 2 2 5 3 2 4 2
Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат) 3 6 6 3 2 4 2
Видеокамера, цифровой фотоаппарат 4 5 4 5 2 1 1
Спортивный тренажер 2 4 5 1 0 1 1
Музыкальный центр, аудио-, видеомагнитофон, DVD 2 4 3 2 1 1 1
Полис добровольного медицинского страхования 2 2 2 2 1 2 0
Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бума 1 4 5 1 1 0 0

Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг Вы приобрели для себя, своей семьи в 2015 году? (закрытый вопрос, любое число ответов, представлены содержательные ответы респондентов, приобретших что-либо из приведенного списка, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше Низкий доход Доход ниже среднего Средний доход Доход выше среднего Высокий доход
Мобильный телефон, смартфон 17 26 28 22 11 6 13 19 16 16 21
Телевизор, домашний кинотеатр 9 12 9 11 8 7 5 9 10 11 12
Компьютер, ноутбук, электронный планшет 9 14 17 10 5 4 10 8 8 9 13
Сделал ремонт в квартире, поменял сантехнику 9 9 12 7 9 8 8 12 8 8 11
Автомобиль, мотоцикл 6 8 8 6 5 2 6 5 5 5 7
Холодильник 6 7 7 8 4 5 7 5 6 8 6
Мебельный гарнитур, кухонная мебель 6 10 6 4 6 5 7 5 5 7 6
Стиральная машина 5 5 6 9 4 4 5 6 3 5 8
Путевку в турпоездку 5 1 8 4 5 3 3 3 2 4 11
Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат) 4 9 7 4 2 1 2 3 4 5 7
Электрическая плита, газовая плита, посудомоечная машина 4 5 4 3 4 5 5 3 5 4 4
Плата за обучение (свое или детей) 4 8 5 6 2 0 4 4 2 4 6
Квартира, дом 3 3 5 5 2 2 3 4 3 3 4
Абонемент в фитнес-клуб 2 6 5 2 1 0 1 3 1 2 3
Полис добровольного медицинского страхования 2 3 2 4 1 1 2 1 3 1 1
Дача, загородный дом 1 1 0 1 1 1 1 0 1 2 1
Земельный участок 1 2 3 2 1 0 2 2 1 1 3
Гараж, парковочное место 1 0 1 1 1 0 1 1 0 0 1
Видеокамера, цифровой фотоаппарат 1 2 2 1 2 0 1 0 2 2 3
Музыкальный центр, аудио-видеомагнитофон, DVD-проигрыватель 1 4 1 1 0 0 1 0 2 1 1
Спортивный тренажер 1 3 1 0 1 0 1 1 0 0 1
Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бума 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг Вы планируете приобрести для себя, своей семьи в 2016-м? (закрытый вопрос, любое число ответов, представлены содержательные ответы респондентов, планирующих приобрести что-либо из приведенного списка, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Сделаю ремонт в квартире, поменяю сантехнику 14 11 10 18 14 17
Автомобиль, мотоцикл 10 20 18 10 7 1
Путевку в турпоездку 10 12 14 13 8 5
Квартира, дом 7 15 10 9 4 2
Мебельный гарнитур, кухонная мебель 7 5 6 12 7 6
Телевизор, домашний кинотеатр 5 4 6 6 6 3
Дача, загородный дом 4 3 5 6 3 2
Стиральная машина 4 3 3 6 4 3
Холодильник 4 1 3 4 4 6
Мобильный телефон, смартфон 4 9 6 3 3 1
Компьютер, ноутбук, электронный планшет 3 11 4 3 2 1
Абонемент в фитнес-клуб 3 6 5 3 2 0
Плата за обучение (свое или детей) 3 7 4 4 2 1
Земельный участок 2 3 4 2 2 2
Гараж, парковочное место 2 6 3 3 0 1
Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат) 2 3 3 1 1 1
Электрическая плита, газовая плита, посудомоечная машина 2 1 3 1 2 1
Видеокамера, цифровой фотоаппарат 1 2 2 2 1 1
Музыкальный центр, аудио-видеомагнитофон, DVD-проигрыватель 1 1 1 0 0 0
Спортивный тренажер 1 3 2 1 1 1
Полис добровольного медицинского страхования 0 1 0 1 0 0
Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бума 0 0 0 1 0 0

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: потребительское поведение и планы по итогам 2015 года