ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3020 | 20 Января 2016
Потребительское поведение: от января к декабрю-2015
К концу 2015-го активность действий населения по приспособлению к кризису изменилась.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Около трети россиян уже более полугода покупают менее дорогие продукты, чем ранее или вовсе не приобретают определенные товары и услуги
  • В то же время большинство опрошенных не берет кредиты в банке и не откладывает деньги в валюте
МОСКВА, 20 января 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, к каким мерам экономии в связи с кризисом прибегают россияне.

Кризисный год оказал определенное влияние на потребительское поведение россиян. Так, доля тех, кто сообщает, что больше шести месяцев покупает менее дорогостоящие товары, чем ранее, в декабре составила 34% (против 22% в январе). Об этом говорят, в первую очередь, пожилые люди (44%) и респонденты с доходом ниже среднего (42%). Еще 18% сказали, что делают это в течение полугода и 7% - в течение месяца. При этом практически неизменной осталась доля тех, кто не прибегает к подобной мере экономии (38% в январе и 37% в декабре 2015 г.).

Также заметно больше стало тех, кто говорит, что уже более шести месяцев покупает реже или отказывает себе в приобретении тех или иных вещей, оплате развлечений (с 21% в январе до 35% в сентябре). В ходе последнего опроса еще 20% сказали, что делают это последние полгода, 8% - начали делать в последний месяц (заметно меньше, чем в январе – 23%). При этом неизменной осталась доля тех, кто не ущемляет себя в приобретении товаров и услуг – 34% респондентов в январе и 35% в декабре.

Иные методы приспособления к кризису практикует меньшая часть наших сограждан. Так, суммарная доля тех, кто запасает продукты впрок, в декабре составила  32% (при этом доля тех, кто этого в принципе не делает, выросла с 56% до 64%), тех, кто выращивает больше, чем ранее, овощей и фруктов на своем участке – 33%. Более высокооплачиваемую работу или приработок ищут 33%. Около четверти тратят сбережения на повседневные расходы (26%), однако доля тех, кто не прибегает к подобной мере, за год увеличилась с 66% до 73%. 24% занимают в долг у знакомых. Каждый пятый принимает безвозмездную помощь от близких (20%) и/или берет кредит в банке (20%). Лишь 9% делают накопления в валюте, и 5% продают ценное имущество.

Согласно анализу компании «Медиалогия», тема «кризис» в российских СМИ в 2015 году упоминалась более 800 тыс. раз. «Пик» упоминаемости темы приходится на февраль (86 тыс. сообщений) и декабрь (86 тыс. сообщений). В феврале СМИ сообщали о сокращении зарплат госслужащим, проблемах с ипотекой, а также социальной политике. В декабре СМИ сообщали о падении цен на нефть, а также политики, бизнесмены и экономисты делали прогнозы относительно развития страны.

Олег Чернозуб, руководитель Отдела Мониторинговых исследований ВЦИОМ: «Важнейшим проявлением любого экономического кризиса является падение спроса со стороны населения. Люди перестают покупать привычные товары - предприятия не могут продать произведённое – следуют увольнение работников или задержки зарплат – спрос сокращается в ещё большей степени. В России резкое (на 30%) падение розничного товарооборота произошло в январе 2015 года. Исследования ВЦИОМ рисуют примерно такую же картину: в конце 2015 года две трети населения пытаются приспособиться к кризису тем, что покупают более дешёвые товары, либо вообще отказываются от покупки товаров не самой первой необходимости. Данная практика будет только расширятся: на это указывает сокращение доли тех, кто делает накопления, и, напротив, - расширение практики заимствований и увеличение производства продуктов в личном подсобном хозяйстве.  Дело в том, что на горизонте полугода – года все эти процессы с необходимостью приведут к дальнейшему сужению спроса, так как накопления буду «проедены», настанет пора отдавать долги, а по крайней мере часть товарного рынка будет замещена продукцией натурального хозяйства».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 декабря 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 30 100 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь – декабрь 2015 года.  

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов системы «Медиалогия» в СМИ должна быть указана ссылка на компанию «Медиалогия».

Часть россиян считает, что в стране наступил экономический кризис, и они начали экономить, занимать в долг, накапливать сбережения и т.д. Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы (члены Вашей семьи) делаете и как давно? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %) 1. Покупать более дешёвые, чем раньше, продукты и товары

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить
12.15 7 18 34 37 4
01.15 20 16 22 38 4

2. Покупать реже или отказываться от некоторых продуктов питания, товаров, услуг, развлечений

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить
12.15 8 20 35 35 2
01.15 23 18 21 34 4

3. Покупать продукты впрок

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить
12.15 4 9 19 64 4
01.15 10 12 17 56 5

4. Искать более высокооплачиваемую работу, приработок, заниматься бизнесом

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить
12.15 6 10 17 63 4
01.15 8 11 14 62 5

5. Тратить на повседневные расходы ранее накопленные сбережения

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить
12.15 4 10 12 73 1
01.15 9 10 11 66 4

6. Брать деньги в долг у родственников и знакомых

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить
12.15 4 8 12 75 1
01.15 5 8 12 70 5

7. Брать кредит в банке, покупать товары в кредит

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить
12.15 2 5 13 79 1
01.15 3 6 13 74 4

8. Получать безвозмездную помощь от родственников и знакомых

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить
12.15 3 5 12 79 1
01.15 4 6 12 72 6

9. Выращивать больше овощей и фруктов, разводить птицу и т.п. на своём участке, делать больше заготовок продуктов

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить
12.15 1 8 24 66 1
01.15 3 8 22 62 5

10. Откладывать деньги в валюте (доллары, евро и др.), вносить деньги на валютный счёт

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить
12.15 1 3 5 90 1
01.15 2 5 6 82 5

11. Продавать ценное имущество (автомобиль, квартиру, дачу) или личные вещи (одежду, книги, предметы домашнего обихода)

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить
12.15 1 2 2 94 1
01.15 2 4 5 85 4

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: приспособление к кризису