ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№2947 | 08 Октября 2015
Рост цен на товары повседневного спроса: оценки россиян
По оценкам россиян, в целом темп роста цен по основным категориям товаров сегодня существенно ниже, чем в начале года, а по ряду наименований вернулся на уровень сентября 2014 года.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Рост цен на основные категории товаров и услуг отмечает большинство россиян
  • В первую очередь говорят о подорожании коммунальных платежей
  • Меньше всего, по оценкам респондентов, выросли цены на проезд в общественном транспорте
МОСКВА, 8 октября 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг.

Наиболее ощутимым (среди прочих категорий) сегодня является подорожание коммунальных платежей. Так, среди граждан, совершающих покупки и оплачивающих квитанции, увеличение суммы оплаты за «коммуналку» в последние месяцы заметили 82% (почти каждый второй – 47% - отмечает значительный рост) - индекс роста цен* по данной категории услуг составляет 64 п. (выше, чем в январе с.г. – 58 п. и сентябре 2014 г. – 56 п.). 

Из продуктов в первую очередь говорят о росте ценников на мясо (79%) – соответствующий показатель равен 60 п. (против 77 п. в январе с.г. и 69 п. в сентябре 2014 г.). Около трех четвертей респондентов, занимающихся ведением хозяйства, наблюдают подорожание сахара - 73% (в том числе 40% считают, что цены «значительно выросли») и молочных продуктов 72% (о значительном росте сказали 30%) - показатели восприятия инфляции по данным товарам – 56 п. и 50 п., соответственно.

Большинство опрошенных, совершающих покупки, также сообщают, что повысились ценники на крупы и макароны (64%) – индекс 44 п. (в сентябре данный вариант ответа не предлагался), хлебобулочные изделия (65%) – индекс 43 п. (в сентябре 2014 г. – 38 п.), овощи и фрукты (65%) – индекс 43 п. (в сентябре 2014 г. – 45 п.). Не дешевеет и бензин – соответствующий индекс роста цен, согласно последним данным, составил 53 п.: более двух третей опрошенных (67%) отмечают повышение платы за «горючее». Менее всего, по словам респондентов, инфляции подвержены «проездные» - индекс роста цен на проезд в общественном транспорте – 28 п.:  подорожание билетов в последние месяцы заметил 41%.

Согласно анализу, проведенному компанией «Медиалогия», тема «рост цен» в 2015 году упоминалась в российских СМИ 361 633 раза. «Пик» упоминаемости приходится на январь (55 238 сообщений) и февраль (63 503 сообщения). СМИ сообщали о случаях резкого повышения цен на продукты в регионах России. В январе премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение принять необходимые меры для исключения необоснованного роста цен на продовольственном рынке.

Комментируя результаты исследования, Юлия Баскакова, руководитель исследовательских проектов Управления социально-политических исследований ВЦИОМ, отметила: «Несмотря на замедление темпов роста цен, товары и продукты продолжают дорожать. Более заметен рост цен в столице, но и уровень жизни здесь выше. Более важно, что рост цен замечают, в первую очередь, малообеспеченные группы населения – те, кто уже не может переходить на более дешевые продукты питания и товары. Для них заметны даже небольшие на первый взгляд изменения – просто потому, что на счету каждый рубль.  Проблема в том, что это очень широкий слой россиян – треть опрошенных, кому хватает денег только на еду и кто с трудом сводит концы с концами».

*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как сумма ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу "цены значительно снизились" присваивается коэффициент (-1), ответу "цены снизились, но незначительно" коэффициент (-0,5), ответу "цены выросли, но незначительно" 0,5, ответу "цены значительно выросли" 1, ответу "цены не изменились" 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция, по мнению россиян.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 сентября 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%. 

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух? 1. Коммунальные платежи (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто покупает продукты самостоятельно)

Цены значительно снизились Цены снизились, но незначительно Цены не изменились Цены выросли, но незначительно Цены значительно выросли Затрудняюсь ответить Индекс*
09.15 0 1 12 35 47 5 64
01.15 1 2 17 30 45 5 58
09.14 1 1 17 39 38 5 56

** в сентябре 2014 г. эти варианты не предлагались

2. Мясо и мясопродукты

Цены значительно снизились Цены снизились, но незначительно Цены не изменились Цены выросли, но незначительно Цены значительно выросли Затрудняюсь ответить Индекс*
09.15 0 1 13 35 44 7 60
01.15 1 2 4 21 68 5 77
09.14 1 1 11 30 55 4 69

3. Сахар

Цены значительно снизились Цены снизились, но незначительно Цены не изменились Цены выросли, но незначительно Цены значительно выросли Затрудняюсь ответить Индекс*
09.15 0 2 15 33 40 10 56
01.15 1 1 3 21 69 5 78
09.14** 0 0 0 0 0 0 0

4. Бензин

Цены значительно снизились Цены снизились, но незначительно Цены не изменились Цены выросли, но незначительно Цены значительно выросли Затрудняюсь ответить Индекс*
09.15 0 1 5 26 41 27 53
01.15 1 4 10 27 34 24 45
09.14 1 1 9 26 34 29 46

5. Молочные продукты

Цены значительно снизились Цены снизились, но незначительно Цены не изменились Цены выросли, но незначительно Цены значительно выросли Затрудняюсь ответить Индекс*
09.15 0 1 20 42 30 7 50
01.15 1 1 5 35 52 5 68
09.14 1 1 18 43 34 3 54

6. Крупы, макароны

Цены значительно снизились Цены снизились, но незначительно Цены не изменились Цены выросли, но незначительно Цены значительно выросли Затрудняюсь ответить Индекс*
09.15 0 1 24 37 27 11 44
01.15 1 0 5 30 57 6 71
09.14** 0 0 0 0 0 0 0

7. Овощи и фрукты

Цены значительно снизились Цены снизились, но незначительно Цены не изменились Цены выросли, но незначительно Цены значительно выросли Затрудняюсь ответить Индекс*
09.15 1 7 18 34 31 9 43
01.15 1 1 3 21 70 5 79
09.14 1 5 20 39 29 5 45

8. Хлебобулочные изделия

Цены значительно снизились Цены снизились, но незначительно Цены не изменились Цены выросли, но незначительно Цены значительно выросли Затрудняюсь ответить Индекс*
09.15 0 1 29 43 22 5 43
01.15 1 1 9 44 41 3 62
09.14 1 1 36 42 18 2 38

9. Стоимость проезда в общественном транспорте

Цены значительно снизились Цены снизились, но незначительно Цены не изменились Цены выросли, но незначительно Цены значительно выросли Затрудняюсь ответить Индекс*
09.15 0 0 41 24 17 18 28
01.15 1 1 24 30 30 14 44
09.14** 0 0 0 0 0 0 0

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: инфляция. рост цен