ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№2919 | 02 Сентября 2015
Доступность и качество российского здравоохранения: оценки пациентов
О госполиклиниках и больницах большинство россиян отзывается негативно, в первую очередь сетуют на низкое качество медицинских услуг и непрофессионализм медперсонала.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • В случае болезни большинство наших сограждан (60%) прежде всего идут в государственные поликлиники
  • Две трети россиян (65%) считают нынешнее качество медицинских услуг в госполиклиниках и больницах в целом низким
МОСКВА, 2 сентября 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как наши сограждане оценивают состояние системы здравоохранения страны, насколько удовлетворены доступностью и качеством медицинских услуг.

Согласно анализу, проведенному компанией «Медиалогия», тема «здравоохранение» в российских СМИ за год упоминалась 790 586 раз. Самые заметные темы: борьба с вирусом Эболы и коронавирусом MERS, а также проведение реформы здравоохранения и митинги против реформы.

В случае болезни большинство наших сограждан (60%) прежде всего идут в государственные поликлиники. О своих правах по полису ОМС известно большинству респондентов, прежде всего, знают, что наличие полиса дает возможность получить первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь (по 71%), а также консультации узких специалистов (57%).

При этом две трети россиян (65%) оценивают качество медицинских услуг, предоставляемых в государственных больницах и поликлиниках, в целом как низкое (чаще это отмечают люди с высоким достатком – 69%, нежели малоимущие – 59%).

Наиболее актуальными проблемами российского здравоохранения, по мнению населения, являются низкое качество медицинских услуг (50%) и недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (49%). Реже всего участники опроса жалуются на неэффективную работу страховых компаний,  участвующих в системе ОМС (9%).

Около (38%) в случае болезни не обращаются в госполиклинику – свое нежелание они чаще всего объясняют плохой организацией работы больниц (большие очереди – 16%, невозможность записаться на прием – 8% и т.д.), недоверием к медперсоналу (некомпетентность – 10%, равнодушие врачей – 6%, грубость – 5% и т.д.), а также тем, что не считают свои болезни серьезным поводом пойти к врачу (16%).

К услугам платной медицины обращаются только 8% опрошенных. Самолечение предпочитает четверть респондентов (25%). Пожилые люди чаще, чем молодые, посещают государственные поликлиники (71% старше 60 лет – против 52% от 18 до 34 лет), а молодежь чаще, чем люди преклонного возраста пытается справиться с болезнями своими силами (31% от 18 до 34 лет – против 17% старше 60 лет).  Народные целители пользуются популярностью лишь у 1% респондентов. Наконец, 4% участников опроса при недомогании не предпринимают никаких действий, пуская все на самотек.

Индекс доступности медицинской помощи показывает, как часто больные россияне обращаются в больницы. Чем выше значение индекса, тем чаще россияне обращаются в больницы и поликлиники. Индекс строится на основе вопроса: «Что Вы делаете, когда заболеваете?». Рассчитывается как разница суммы ответов («Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу» и «Обращаюсь в платную поликлинику, больницу») и ответов («Лечусь сам», "Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине" и «Ничего не делаю, все пускаю «на самотек»»). Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 15-16 июля -2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 26 500 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: сентябрь 2014 – август 2015.  

Что Вы обычно делаете, когда заболеваете? (закрытый вопрос, любое число ответов, %)

2006 г. 2008 г. 2009 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу 52 50 51 55 51 55 60
Лечусь сам 37 35 33 33 36 32 25
Обращаюсь в платную поликлинику, больницу 6 7 8 6 7 6 8
Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине 2 2 2 1 1 1 1
Ничего не делаю, все пускаю «на самотек» 3 6 4 4 5 6 4
Затрудняюсь ответить 1 1 2 1 1 1 2
Индекс доступности медицинской помощи 16 14 20 23 16 22 38

Почему Вы не обращаетесь в государственную бесплатную поликлинику, больницу? (открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто в случае болезни не обращается в государственную больницу, поликлинику)

Все опрошенные
Большие очереди 16
Лечусь сам, серьезно не болел (-а), не оформляю больничный 16
Некомпетентность мед персонала 10
Невозможно записаться на прием, длительное ожидание записи 8
Нет времени 6
Равнодушие врачей, неэффективность, халатность 6
Все равно придется платить 5
Не доверяю врачам 5
Низкий уровень обслуживания, плохое отношение к пациентам 5
Нет нужного специалиста, нехватка персонала 4
Не хочу 4
Не вижу смысла 3
Не люблю врачей, больницы 2
Выписывают дорогостоящие лекарства 1
Среди родственников (близких друзей) есть врач 1
Привычка 1
Устаревшее оборудование, отсутствие оборудования 0
Другое 3
Затрудняюсь ответить 20

Какие услуги из перечисленных предоставляются государственными и муниципальными медицинскими учреждениями бесплатно, по полису Обязательного медицинского страхования? (закрытый вопрос, любое число ответов, %)

Все опрошенные Обращались в медицинские учреждения для получения медицинской помощи в течение последних двух лет НЕ обращались в медицинские учреждения для получения медицинской помощи в течение последних двух лет
Первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь 71 80 57
Скорая медицинская помощь 71 76 64
Специализированная медицинская помощь (помощь узких специалистов) 57 67 38
Установление индивидуального поста медсестры при лечении в условиях стационара 15 16 13
Применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов 16 18 12
Другое 1 1 1
Затрудняюсь ответить 10 2 22

По каждой паре выберите утверждение, с которым Вы в большей степени согласны (закрытый вопрос, один ответ, %) 1. В больницах, поликлиниках бесплатно оказывают все услуги, указанные в полисах ОМС - Многие положенные по ОМС услуги больницы стараются оказать платно

Все опрошенные
Скорее первое 45
Скорее второе 45
Затрудняюсь ответить 10

2. Система Электронной очереди ускорила доступ пациентов к узким специалистам - Система Электронной очереди замедлила доступ пациентов к узким специалист

Все опрошенные
Скорее первое 38
Скорее второе 32
Затрудняюсь ответить 30

3.В последние два года работа скорой помощи улучшилась - В последние два года работа скорой помощи ухудшилась

Все опрошенные
Скорее первое 36
Скорее второе 26
Затрудняюсь ответить 38

4. В государственных больницах, поликлиниках качество мед. услуг высокое - В государственных больницах, поликлиниках качество медицинских услуг низкое

Все опрошенные
Скорее первое 24
Скорее второе 65
Затрудняюсь ответить 11

5. Сокращение и укрупнение больниц облегчило доступ к узким специалистам - Сокращение и укрупнение больниц усложнило доступ к узким специалистам

Все опрошенные
Скорее первое 21
Скорее второе 50
Затрудняюсь ответить 29

6. Сокращение и укрупнение больниц упростило получение места в стационаре - Сокращение и укрупнение больниц усложнило получение места в стационаре

Все опрошенные
Скорее первое 19
Скорее второе 39
Затрудняюсь ответить 42

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Теги: здоровье медицина поликлиники городские поликлиники