ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№4113 | 28 Ноября 2019
Вам доставка!
28% столичных жителей постоянно пользуются доставкой товаров и продуктов, заказанных онлайн или по телефону.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 59% респондентов с различной периодичностью пользуются доставкой товаров
  • Четверть россиян пользуется доставкой раз в год или реже (24%), а каждый пятый — минимум раз в полгода (21%).
МОСКВА, 28 ноября 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в преддверии Черной пятницы представляет данные исследования об использовании россиянами услуги доставки товаров.

Каждый второй россиянин пользуется доставкой до дома или до работы с разной периодичностью (59%). Чаще пользуются услугами доставки ежедневные пользователи Интернета (67%) и жители крупных городов: Москвы и Санкт-Петербурга (78%), городов-миллионников (71%) и с населением 500-950 тыс. человек.

Россияне пользуются услугой доставки эпизодически: четверть россиян заказывает доставку раз в год или реже (24%), а каждый пятый — раз в полгода (21%). Каждый десятый использует доставку несколько раз в месяц (11%), а 1% респондентов — ежедневно.

Среди россиян, пользующихся данной услугой, 39% сообщают о ситуациях с периодической задержкой доставки товаров, причем 6% сталкивались с этим часто. Однако большинство опрошенных своевременно получали товары — 61%.

Чаще россияне получают качественные товары — 74%, только один из четырех респондентов хотя бы раз-два получал некачественный товар (26%). Почти такая же доля тех, кто сталкивался с ситуацией, в которой получал товар, отличный от заказанного (21%), но большинство опрошенных получали свои посылки с верным содержимым (79%).

Доставка товара проходила успешно для большинства россиян (81%), и лишь 19% респондентов знакома ситуация, когда заказанный товар не пришел. С обманом или мошенничеством при заказе доставки товаров сталкивалось 16% россиян, но 84% россиян не попадали в такие ситуации. Никогда не сталкивались с требованием оплатить непредусмотренные дополнительные расходы при доставке товаров 86% респондентов.

Менее популярна услуга доставки среди 40% опрошенных. Чаще это люди старших возрастов — 45-59 лет (48%) и от 60 лет и старше (53%), а также жители городов до 100 тыс. человек (46%) и сельчане (53%).

Причинами отказа от услуг доставки чаще всего россияне называют возможность самому забрать товар (29%), отсутствие необходимости в доставке (19%), дороговизну данной услуги (14%), близость магазинов к месту жительства (12%) или отсутствие такой услуги (12%).

Данные комментирует директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов: «Новая практика достаточно уверенно входит в жизнь россиян. Высоки темпы распространения доставки или не очень, мы пока судить не можем. Но утверждение, что есть ощутимый спрос на этот вид услуг и он оказывает огромное влияние на потребительскую стратегию жителей российских городов, прежде всего мегаполисов, будет обоснованным. Этот момент влияет на выбор площадки (скорее всего онлайн) и самих товаров (те, которые с уверенностью можно покупать, не видя воочию), на разнообразие ассортимента (более широк и представлен сразу во многих магазинах, амине в одном), на возможность делать покупки сравнивая потребительские характеристики товаров».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 23 ноября 2019 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Иногда покупатели оплачивают не только саму покупку, но и доставку этой покупки из магазина. Подскажите, пожалуйста, как часто Вы пользуетесь доставкой на дом или к себе на работу? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Всего опрошенных Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники 500-950 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Ежедневно 1 1 0 1 0 2 0
Несколько раз в неделю 2 5 1 1 3 2 0
Несколько раз в месяц 11 22 19 9 13 8 3
Эпизодически, но не менее одного раза в полгода 21 37 23 30 17 20 14
Раз в год и реже 24 12 28 31 24 22 30
Никогда не пользовался доставкой 40 22 28 28 42 46 53
Затрудняюсь ответить 1 1 1 0 1 0 0

Иногда покупатели оплачивают не только саму покупку, но и доставку этой покупки из магазина. Подскажите, пожалуйста, как часто Вы пользуетесь доставкой на дом или к себе на работу? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Ежедневно 1 5 0 0 0 0
Несколько раз в неделю 2 3 5 1 1 1
Несколько раз в месяц 11 24 21 13 7 3
Эпизодически, но не менее одного раза в полгода 21 25 24 28 20 15
Раз в год и реже 24 14 26 23 24 27
Никогда не пользовался доставкой 40 29 23 33 48 53
Затрудняюсь ответить 1 0 1 2 0 1

Иногда покупатели оплачивают не только саму покупку, но и доставку этой покупки из магазина. Подскажите, пожалуйста, как часто Вы пользуетесь доставкой на дом или к себе на работу? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные Пользуются Интернетом практически ежедневно Пользуются Интернетом несколько раз в неделю, несколько раз в месяц Пользуются Интернетом эпизодически, либо не пользуются
Ежедневно 1 1 0 0
Несколько раз в неделю 2 2 2 0
Несколько раз в месяц 11 14 4 3
Эпизодически, но не менее одного раза в полгода 21 25 16 10
Раз в год и реже 24 24 31 22
Никогда не пользовался доставкой 40 33 47 65
Затрудняюсь ответить 1 1 0 0

Сталкивались ли Вы при заказе доставки со следующими ситуациями или нет? Если да, то как часто? (закрытый вопрос, один ответ по строке, % тех, кто пользовался доставкой)

Часто сталкивался Сталкивался один-два раза, но не часто Не сталкивался Затрудняюсь ответить
Товар доставлен с опозданием 6 33 61 0
Доставили некачественный товар 1 25 74 0
Доставили товар, отличный от заказанного 2 19 79 0
Был обман, мошенничество 1 15 84 0
Заказ не пришел 1 18 81 0
От меня потребовали оплатить непредусмотренные дополнительные расходы 1 13 86 0

Подскажите, пожалуйста, почему Вы не пользуетесь доставкой? Вы можете дать до трех ответов (открытый вопрос, до трех ответов (открытый вопрос, до трех ответов, % от тех, кто не пользуется доставкой, представлены ответы, названные от 4% респондентов)

% от тех, кто не пользуется доставкой
Сам хожу / сам могу / всё делаю сам / легче самому сходить 29
Незачем / доставка не нужна / не было необходимости 19
Дорого / денег нет / лишняя трата денег / экономлю 14
Магазины рядом / всё в шаговой доступности 12
Нет доставки / нет такой услуги 12
Есть свой автомобиль / езжу на машине 5
Неизвестно, что привезут / предпочитаю видеть, что покупаю 4
Не нравится доставка / не доверяю 4
Люблю ходить по магазинам 4
Другое 3
Затрудняюсь ответить 3

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Покупки и кредиты; Потребительское поведение
Теги: доставка потребление