ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№4109 | 25 Ноября 2019
YouTube — «телевидение» XXI века
Более половины россиян смотрят видео на YouTube. Чаще всего — музыкальные и художественные видеоролики.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 58% россиян заявили, что являются пользователями YouTube
  • Четверть пользователей сервиса говорят, что смотрят видеоролики ежедневно (25%)
  • 43% россиян являются пассивными пользователями YouTube, а 14% — активными
  • Наиболее популярный контент на YouTube — видеоролики, посвященные музыке, кино и искусству (30%)
МОСКВА, 25 ноября 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об использовании россиянами видеохостинга YouTube. 

Портрет аудитории YouTube

Цифровизация тесно проникла в досуг современных россиян. Всё чаще наши соотечественники проводят время на интернет-ресурсах и развлекательных платформах. Более половины опрошенных (58%) являются пользователями видеохостинга YouTube — сайта с видеороликами и различным видеоконтентом. Четверть россиян пользуются им практически ежедневно — 25%, а каждый пятый (19%) — несколько раз в неделю. Не реже нескольких раз в месяц используют YouTube 8% респондентов, не менее одного раза в полгода — 7%. Не пользуется сервисом каждый пятый россиянин (20%), что сопоставимо с долей тех, кто в целом не пользуется Интернетом (22%).

Чаще пользуются YouTube мужчины (67%), причем треть говорят, что используют видеохостинг ежедневно (33%). Также доля пользователей выше среди россиян младших возрастов: 18-24 лет (88%) и 25-34 лет (90%). Среди старших поколений использование YouTube распространено в меньшей степени, но охватывает более половины аудитории тех, кому от 35 до 44 лет (73%) и от 45 до 59 лет (51%). Среди пожилых сограждан старше 60 лет использует YouTube каждый четвертый — 25%.

Также популярен YouTube среди жителей обеих столиц (70%) и городов с населением 500-950 тыс. жителей (67%). Практически одинаковы доли пользователей видеохостинга среди жителей небольших населенных пунктов (100-500 тыс. человек) и городов-миллионников (61% и 60% соответственно), чуть меньше — среди проживающих в городах с населением до 100 тысяч (58%). Наименьшая доля использующих YouTube зафиксирована среди сельчан — 47%, что скорее связано с тем, что в силу географической протяженности нашей страны пока не везде присутствует покрытие сетью Интернет. В целом среди сельчан наиболее высока доля тех, кто не пользуется Интернетом (31%).

Для чего используем YouTube?

Россияне, прежде всего, приходят на YouTube за видео (53%). Популярно среди наших сограждан также ставить лайки (13%), подписываться на каналы авторов (12%), делиться видео с другими пользователями (7%), оставлять комментарии к просмотренному видео (6%). Загружают на сервис свои видео только 2% опрошенных.

Группу россиян, пользующихся видеохостингом, условно можно разделить на активных и пассивных пользователей. К пассивным относятся те, кто смотрит видеоролики и подписывается на YouTube-каналы разных авторов, а к активным — те, кто помимо этого совершает и иные дополнительные действия.

Таким образом, к группе пассивных пользователей можно отнести 43% аудитории YouTube, а 14% — к активным. Наивысшая доля активных пользователей фиксируется в возрастной группе 18-24 года (24%). Чуть ниже она среди 25-34-летних респондентов (20%). Несмотря на схожую вовлеченность в использование Интернета и непосредственно ресурса, эта группа чаще занимает более пассивную позицию, что может быть связанно с тематической направленностью большей части контента и различиями в восприятии информации между поколениями. В связи с распространением «клипового сознания» среди молодежи, вероятно, опрос несовершеннолетних россиян показал бы еще более высокую вовлеченность в использование ресурса. В контексте географического распределения активных пользователей их доля выше среди жителей городов-миллионников (21%) и обеих столиц (20%).

Какой контент самый популярный?

Наиболее популярный контент среди пользователей YouTube — музыкальные видео, фильмы, ролики, связанные с культурой и искусством (30%). Большую долю потребляемого контента составляют юмористические видео (23%). В сферу интересов россиян также входят видео, связанные с семьей, домом и воспитанием детей (16%), спортом или фитнесом (14%), общественно-политической жизнью (14%). В топ-10 — ролики о технике и технологиях (13%), путешествиях (13%), образовании (в том числе изучении языков) (12%), а также о красоте и здоровье (10%).

Таким образом, несмотря на развлекательную направленность видеохостинга, YouTube привлекает россиян, интересующихся и условно «неразвлекательным» контентом — темами саморазвития и образования, как физического, так и когнитивного.

Версия на английском языке.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 30 октября 2019 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Скажите, пожалуйста, Вы пользуетесь или не пользуетесь YouTube? Если пользуетесь, то как часто? (закрытый вопрос, один ответ, в % от опрошенных)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Практически ежедневно 25 48 43 31 19 6
Несколько раз в неделю 19 30 26 27 16 7
Несколько раз в месяц 8 7 12 10 7 6
Эпизодически, но не менее одного раза в полгода 6 3 10 5 9 5
Не пользуюсь 20 12 8 18 29 24
Пользуется Интернетом реже 1 раза в полгода или не пользуется 22 0 1 9 20 52

Скажите, пожалуйста, Вы пользуетесь или не пользуетесь YouTube? Если пользуетесь, то как часто? (закрытый вопрос, один ответ, в % от опрошенных)

Все опрошенные Мужчины Женщины
Практически ежедневно 25 33 18
Несколько раз в неделю 19 20 17
Несколько раз в месяц 8 7 9
Эпизодически, но не менее одного раза в полгода 6 7 7
Не пользуюсь 20 15 24
Пользуется Интернетом реже 1 раза в полгода или не пользуется 22 18 25

Скажите, пожалуйста, Вы пользуетесь или не пользуетесь YouTube? Если пользуетесь, то как часто? (закрытый вопрос, один ответ, в % от опрошенных)

Всего опрошенных Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники 500-950 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Практически ежедневно 25 32 24 30 25 25 19
Несколько раз в неделю 19 22 22 19 18 19 15
Несколько раз в месяц 8 7 6 9 10 8 8
Эпизодически, но не менее одного раза в полгода 6 9 8 9 7 6 5
Не пользуюсь 20 16 16 19 22 21 22
Пользуется Интернетом реже 1 раза в полгода или не пользуется 22 14 24 14 18 21 31

Что именно Вы обычно делаете на платформе YouTube? (закрытый вопрос, любое число ответов, в % от опрошенных)

Все опрошенные
Смотрю видеоролики 53
Ставлю отметки «нравится» (лайки) 13
Подписываюсь на YouTube-каналы разных авторов 12
Делюсь видео с друзьями, знакомыми, другими пользователями 7
Оставляю комментарии под видео 6
Загружаю свои видео на YouTube 2
Другое  0
Затрудняюсь ответить 1
Не отвечал на этот вопрос 42

Доля активных и пассивных пользователей YouTube по результатам ответа на вопрос: «Что именно Вы обычно делаете на платформе YouTube?» (закрытый вопрос, сумма ответов, % от опрошенных)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Пассивные пользователи 43 63 69 54 38 16
Активные пользователи 14 24 20 18 13 7
Затрудняюсь ответить 1 1 1 1  0 2
Не отвечал на этот вопрос 42 12 10 27 49 75

Доля активных и пассивных пользователей YouTube по результатам ответа на вопрос: «Что именно Вы обычно делаете на платформе YouTube?» (закрытый вопрос, сумма ответов, % от опрошенных)

Всего опрошенных Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники 500-950 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Пассивные пользователи 43 49 39 50 45 43 38
Активные пользователи 14 20 21 16 15 15 7
Затрудняюсь ответить 1 1  0 1 1 2
Не отвечал на этот вопрос 42 30 40 33 39 42 53

Какие видео на YouTube Вы обычно смотрите? (закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от опрошенных»)

Все опрошенные
Музыка, фильмы, культура и искусство 30
Юмор 23
Семья, дом, воспитание детей 16
Спорт, фитнес 14
Общественно-политическая жизнь 14
Техника, технологии, АйТи 13
Путешествия 13
Образование (в том числе изучение языков и другое) 12
Красота, здоровье 10
Бизнес, профессиональная деятельность 9
Психология 9
Экономика, финансы 8
Компьютерные игры 7
Мода, шопинг, образ жизни 6
Хобби 1
Другое 1
Затрудняюсь ответить 1
Не отвечал на этот вопрос 42

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Интернет, соцсети; Молодежь; Телевидение
Теги: видео развлечения досуг Интернет