ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№4102 | 14 Ноября 2019
Вопросы об опросах — ко дню социолога
Социологические опросы для россиян — в первую очередь эффективный инструмент трансляции общественных запросов и проблем ответственным лицам.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • 86% россиян считают, что опросы общественного мнения нужны
  • 64% опрошенных декларируют уверенность в том, что социологические опросы отражают действительные мнения граждан, преимущественно молодежь от 18 до 24 лет (69%)
  • На протяжении четырнадцати лет замеров среди россиян устойчиво мнение о том, что опросы помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе или стране в целом для того, чтобы власти могли учесть это мнение в решении проблем (74%)
  • используются разными категориями ответственных лиц для повышения эффективности своей деятельности (59%)
  • предпринимаются учеными для научного познания общества (58%)
  • Растет доля россиян, считающих что отношение к опросам становится несерьезным, а опросная деятельность является просто модой (с 32% в 2018 г. до 54% в 2019 г.)
МОСКВА, 14 ноября 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного ко Дню социолога в России.

14 ноября в России пока неофициально отмечается День социолога. Дата была учреждена в 1994 г. и приурочена к открытию Русской высшей школы общественных наук в Париже 14 ноября 1901 г. При ней функционировал один из первых в мире социологических факультетов. Несмотря на давнюю традицию, широкую известность профессия социолога среди россиян приобрела относительно недавно (с 1987–1988 гг.) — с приходом в жизнь общества массовых регулярных опросов общественного мнения. Они и являются на сегодняшней день ключевой ассоциацией, маркером социологической профессии для обывателя. В связи с этим ВЦИОМ узнал у россиян, что они думают об опросах общественного мнения.

Опросы: интересно, но сомнительно?

Абсолютное большинство россиян убеждены в том, что опросы общественного мнения нужны (86%), и около половины опрошенных заявляют о безусловной необходимости опросов (46%). При этом на протяжении четырнадцати лет замеров абсолютный минимум данного показателя пришелся на 2013 год и составил 69%, а максимум — на 2018 г. (91%). Мнения о том, что опросы общественного мнения не нужны, придерживаются 11% опрошенных, однако какой-либо социально-демографической специфики данной аудитории не прослеживается.

Кроме того, в течение четырнадцати лет ВЦИОМ отслеживает Индекс интереса россиян к социологическим опросам, который на протяжении последних трех лет (2017-2019 гг.) свидетельствует о наиболее высоком уровне интереса со стороны населения к опросам в сравнении с предыдущими периодами.

Другой Индекс демонстрирует уровень доверия со стороны населения опросам общественного мнения. Его показатели уже гораздо скромнее, что свидетельствует об осторожном отношении россиян к результатам опросов, с которыми они сталкиваются. Абсолютный минимум уровня доверия к социологическим опросам был зафиксирован в прошлом году и составил 12.п.п., а наиболее высокий приходился на начальный период замера — 2005 г. (43 п.п.). Несмотря на падение данного Индекса в 2018 г., сегодня уровень доверия постепенно стабилизируется, составляя 21 п.п., что почти вдвое выше по отношению к предыдущему замеру.

Если говорить об абсолютных показателях, то уверенность в том, что социологические опросы отражают действительные мнения граждан, декларируют 64% опрошенных — чаще всего это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (69%). Об обратном говорит треть россиян, чаще – респонденты от 25 до 34 лет (36%).

Соцопросы: эффективно и модно

Относительно роли опросов общественного мнения среди россиян существует устоявшееся мнение о том, что (1) они помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе или стране в целом для того, чтобы власти могли учесть это мнение в решении проблем (74%); (2) результаты опросов используются разными категориями ответственных лиц (политиками, предпринимателями, органами власти) для повышения эффективности своей деятельности (59%); (3) опросами общественного мнения занимаются преимущественно ученые, и делают они это для научного познания общества (58%).

Наряду с этим в последние два года нарастает и относительно новая тенденции восприятия опросов общественного мнения — россияне все чаще считают, что на опросы никто не обращает серьезного внимания и вся эта деятельность является просто модным трендом (54% в 2019 г. и 32% в 2008 г.).

*Индекс интереса к социологическим опросам показывает, насколько россиянам интересны социологические опросы. Чем выше значение индекса, тем выше интерес к опросам. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, нужны» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее нужны» коэффициент 0,5, ответу «скорее не нужны» коэффициент -0,5, ответу «безусловно, не нужны» коэффициент -1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.

**Индекс доверия социологическим опросам показывает, как россияне оценивают точность отражения соцопросами общественного мнения. Чем выше значение индекса, тем выше уверенность в объективности опросов. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, отражают» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее отражают» коэффициент 0,5, ответу «скорее не отражают» коэффициент -0,5, ответу «безусловно, не отражают» коэффициент -1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.

Данные комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Несмотря на периодическую жесткую критику в адрес опросов и тех, кто их проводит, большинство россиян склонны интересоваться их результатами и доверять им. Опросы рассматриваются как важный канал обратной связи, позволяющий обществу доводить свои проблемы и чаяния до властей предержащих, а самим властям — учитывать мнение людей при принятии важных решений. Профессиональное изучение общественного мнения воспринимается нашими респондентами в основном как занятие ученых, а не коммерсантов или политиков. Позитивная оценка людьми нашей работы вдохновляет исследователей общественного мнения в России продолжать свою работу на благо общества».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 9 ноября 2019 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Сегодня довольно часто проводятся опросы населения на различные темы. Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2005 2008 2012 2013 2015 2016 2017 2018 2019
Безусловно, нужны 38 24 27 23 44 34 42 51 46
Скорее нужны 47 52 44 46 40 47 48 40 40
Скорее не нужны 7 8 11 10 8 9 7 6 8
Безусловно, не нужны 1 2 3 2 4 4 2 2 3
Затрудняюсь ответить 7 14 15 19 4 6 1 1 3
Индекс* 57 44 41 39 56 49 61 66 59

Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2005 2008 2009 2010 2012 2013 2015 2016 2017 2018 2019
Безусловно, отражают 25 14 18 18 16 15 29 17 13 13 17
Скорее отражают 51 55 49 50 51 51 42 48 54 45 47
Скорее не отражают 12 13 16 17 21 15 16 18 22 27 21
Безусловно, не отражают 2 2 3 3 4 4 7 6 7 10 9
Затрудняюсь ответить 10 16 14 12 8 15 6 11 4 5 6
Индекс** 43 33 32 32 27 29 35 26 22 12 21

Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Безусловно, отражают 17 23 13 14 16 21
Скорее отражают 47 46 46 50 48 45
Скорее не отражают 21 19 22 19 24 21
Безусловно, не отражают 9 6 15 7 7 8
Затрудняюсь ответить 6 6 4 10 5 5

Ниже приведены несколько суждений об опросах общественного мнения. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими – нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, представлены ответы «согласен» и «скорее согласен»)

2005 2008 2014 2018 2019
Опросы общественного мнения помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем 84 76 77 78 74
Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности 59 56 58 61 59
Опросами общественного мнения в основном занимаются ученые для научного познания общества 67 51 60 52 58
Опросы общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания, и вся эта деятельность является просто модой 35 32 41 46 54

Ниже приведены несколько суждений об опросах общественного мнения. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими – нет? (закрытый вопрос, один ответ, % по строке от всех опрошенных)

Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Не согласен Затрудняюсь ответить
Опросы общественного мнения помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем 38 36 12 12 2
Опросы общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания, и вся эта деятельность является просто модой 29 25 19 22 5
Опросами общественного мнения в основном занимаются ученые для научного познания общества 26 32 18 18 6
Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности 23 36 18 16 7

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: День социолога в России; Социология
Теги: день социолога социология праздник