Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Общество
Фото: из личного архива эксперта

Женское предпринимательство: отвоевать право на самореализацию

Большинство россиян уверены, что у мужчин и женщин в России равные шансы вести успешный бизнес, — так сегодня считают 66% наших сограждан. Интересно, что россияне склонны переносить устоявшиеся гендерные роли и на ландшафт предпринимательства: 48% опрошенных выделяют традиционно «женские» сферы бизнеса: салоны красоты, педагогика и уход за детьми, бытовые услуги. Насколько объективен образ женщины-предпринимателя в России и с какими трудностями в реальности сталкиваются россиянки, ведущие свое дело, — в комментарии executive-коуча PCC ICF, преподавателя НИУ ВШЭ и публициста Алсу Поляковой.

Для начала стоит сказать, что российское предпринимательство в целом (не только женское) существует в определенном смысле вопреки обстоятельствам. Так называемый ген предпринимательства вырастает не на пустом месте: его культивируют внутри страны многие десятилетия, если не сказать века. Как, например, в США или в Австралии, где процент людей, ведущих свое дело, самый высокий в мире. В нашей же исторической парадигме культура предпринимательства как устойчивое явление пока сформирована очень слабо: людям труднее ориентироваться на опыт своего окружения, на опыт внутри семьи. И уж тем более рано говорить о равных позициях мужчин и женщин в ведении бизнеса.

В нас все еще силен дух традиционализма, что, может быть, и хорошо в определенной степени, но накладывает свой отпечаток на роль женщины в обществе. Сегодня по-прежнему самый весомый фактор, оказывающий влияние на успех женщины в работе, это повышенная нагрузка. Это касается и тех, кто ведет собственное дело, и тех, кто работает по найму. На российскую женщину падает львиная доля ответственности за быт и детей. В большинстве российских семей конфигурация обязанностей сегодня выглядит так: мужчина — глава семьи и кормилец, а женщина — хозяйка домашнего очага, даже если она получает втрое большую зарплату. А это значит, что помимо работы, какой бы она ни была, женщина дополнительно занимается ведением хозяйства, готовкой, уборкой, заботой о детях. По большому счету, редкая современная семья сегодня смотрит на этот комплекс задач как на общие семейные и как-то распределяет их внутри семьи — такой подход скорее исключение. Чаще всего женщине предлагается иллюзия выбора. Мужчина говорит: «Тебя никто не заставляет работать, сиди дома», — но женщина чувствует потребность в самореализации — профессиональной, финансовой, интеллектуальной. При этом домашние обязанности воспринимаются как некая базовая настройка, и вне зависимости от объема нагрузки на работе они остаются. Выбор, перед которым в этой ситуации стоит женщина, на самом деле звучит так: или ты отказываешься от реализации, от своих идей и потенциала, или ты кидаешь себя в топку немыслимой нагрузки: упахиваешься и на работе, и дома. Есть еще третий вариант (таких женщин у нас не очень любят), который, если примитизировать, в целом звучит так: предпочла карьеру семье.

Разумеется, все это отражается на масштабах женского предпринимательства в целом. У нас практически нет больших предпринимательских женских сообществ, мало чисто женских треков. Женщины в основном открывают мини-бизнесы, потому что вести масштабные проекты сложно: ведь сначала надо отвоевать не только свое пространство в индустрии, но и право на личностный рост в целом. И на этом этапе сражение за самореализацию не заканчивается: дальше день за днем идет борьба за возможность вести свое дело, а не переходить в найм, где тоже все может быть очень индивидуально и непредсказуемо.

С одной стороны, кажется, что найм — это более спокойный и предсказуемый вариант. Нормированный график работы, стабильный доход, а по окончании рабочего дня можно спокойно сосредоточиться на личной и семейной жизни. В реальности же все может быть по-другому: и на работе часто просят задерживаться, и нагрузка велика. Как следствие — баланс личной жизни и работы все равно нарушен, а усталости не меньше, чем у женщин-предпринимателей.

Интересны данные ВЦИОМ, которые демонстрируют ожидания общества относительно черт характера, которыми обладают или должны обладать женщины-предприниматели. По мнению россиян, женщина в бизнесе должна иметь полный набор характерных мужских черт. Конечно, само разделение особенностей характера на «женские» и «мужские» кажется весьма спорным, зато отлично демонстрирует ожидания социума от современной женщины. Мягкая, нежная — образ женственности, который навязан стереотипными представлениями и массовой культурой, в том числе и рекламой. Сильная, жесткая, стрессоустойчивая, этакая «женщина-конь» — это образ бизнесвумен, хотя на самом деле это тоже не более чем стереотип, сложившийся в массовом восприятии. Но что любопытно: даже если женщина воплощает в себе все эти качества, ей все равно отводится место в бизнесе преимущественно в традиционных женских сферах. Например, управление салоном красоты. Кто вообще придумал, что салон красоты — женский бизнес? Это очень непростая индустрия, в которой не меньше сложностей и подводных камней, чем в любой другой.

Дополнительный прессинг социальных стереотипов, которые на уровне семьи могут легко перейти в навязывание определенных моделей поведения, тоже не поддерживает «слабый пол» на пути к предпринимательству: человеку хочется заниматься интересным делом, жить полной жизнью, а не примерять на себя роли бойца или, отказавшись от реализации, выбрать ролевую модель «эталона женственности».

Как с учетом этого ландшафта помочь женщине-предпринимателю? Какие условия ей необходимы? Это в первую очередь дружелюбная среда, которая не требует соответствовать определенным стандартам, а, наоборот, помогает справиться с трудностями и преодолеть стереотипы. Это предпринимательские сообщества, различные сервисы и помощники, которые позволят снять хотя бы часть бытовых задач, помочь в заботе о детях. В этом смысле урбанизированность — лучший друг бизнесвумен. Кончено, в деревне и в небольших населенных пунктах меньше возможностей найти няню, вызвать клининг, устроить детей в хороший садик. В большом городе развитая инфраструктура и сам темп жизни позволяют женщине более успешно совмещать бизнес и семью. А вот женщинам периферии несравнимо труднее реализовать себя в работе. Поэтому сегодня стоит всерьез задуматься, как на этом непростом пути к самореализации можно поддержать женщину, которая живет в небольшом городке, имеет семью и при этом хочет развиваться не только как жена и мать.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07