Лето — традиционный сезон выпускных и вступительных экзаменов, неизменно волнительный период для абитуриентов и их родителей. За последние два года система ЕГЭ претерпела ряд изменений, связанных с пандемией. Все чаще стали звучать разговоры о неизбежной трансформации итогового экзамена. Власти обсуждают создание некой «цифровой копилки» знаний — электронного портфолио, содержащего информацию о достижениях ребенка с раннего детства. О том, какие достоинства у новой системы оценки знаний, почему она актуальна именно сейчас и сможет ли электронное портфолио прийти на смену ЕГЭ, рассказал общественный омбудсмен в сфере образования Амет Володарский.
Главная задача аттестационных экзаменов — выявление знаний выпускника для перехода к следующему этапу обучения — вузу. Система ЕГЭ, к сожалению, в большей степени направлена на то, чтобы «подловить» незнание, а не выявить компетенции. Мир сегодня переходит на цифровые дипломы — своего рода электронные портфолио, потому что диплом, в классическом понимании этого слова, уже не дает нам актуальной информации об уровне образования человека. Нужны знания и постоянный апгрейд этих знаний. Именно компетенции человека в динамике и должны отражаться в электронных портфолио — совокупности достижений.
Идея электронного портфолио достижений учащегося родилась лет 10 назад в методических кабинетах частных образовательных организаций. Многие из них — вузы, школы — создавали такие прототипы портфолио, и результат оправдал ожидания. Но это не было применено в широкой практике из-за отсутствия технологических возможностей. Сейчас уже широко применяется искусственный интеллект, который может обеспечить обработку результатов электронного портфолио. Таким образом, сегодня этот механизм действительно может стать эффективным. Я уверен, что в будущем цифровое портфолио сможет заменить любые формы государственной итоговой аттестации — будь то ЕГЭ, ОГЭ или какие-либо вступительные экзамены в вуз. Это позволит ребенку наконец выйти из бесконечного стресса подготовки и сдачи вступительных и выпускных экзаменов. Портфолио достижений очень емкое, оно заполняется постоянно и постепенно, а искусственный интеллект под контролем специалистов, в свою очередь, изучает эти достижения и на их основании рекомендует поступление в тот или иной вуз.
Сегодня все ведущие работодатели просят предоставить портфолио. Владелец такого электронного документа сможет дать к нему доступ и вузу при поступлении, и потенциальному работодателю при поиске работы. Кроме того, работодатели смогут готовить и отбирать себе специалистов, начиная со школьной скамьи. Таким образом мы решаем сразу несколько задач: устраняем стресс при выявлении знаний учащегося и решаем вопрос профориентации.
Это прекрасная инициатива, и я горжусь тем, что являюсь одним из лоббистов этой идеи. В прошлом году от Аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей мы подготовили ряд документов по этому вопросу для заинтересованных ведомств (Министерства науки и высшего образования, Рособрнадзора и Минпросвещения). И сегодня мы видим отклик в обществе: нас поддержали родители, школы, вузы. Опрос ВЦИОМ показал, что 60% россиян, имеющих в семье детей школьного возраста, положительно оценивают идею создания электронного портфолио. Последнее слово осталось за регуляторами.
Я думаю, мы семимильными шагами идем к тому, чтобы отменить ЕГЭ и в будущем перейти к анализу электронного портфолио. Я хочу подчеркнуть, что речь идёт о «копилке», где будут собираться достижения человека, а не фиксироваться двойки-тройки или отрицательное поведение. Потому что нам необходимо выявлять знания, а не подлавливать на их отсутствии.
Подробнее – в экспертной дискуссии Профразговор на тему «Большая перемена: ждет ли выпускников трансформация ЕГЭ»: https://vk.com/video-28944118_456239199