Они тестируют самые безумные бизнес-идеи, зарабатывают первые деньги, ошибаются и вновь встают на путь проб и набивания шишек. Они — молодые предприниматели: люди, которые в юном возрасте берут на себя ответственность за свою жизнь и во многом являются основой экономики будущего. В экспертно-аналитическом докладе «Молодежное предпринимательство» мы подробно разобрали суть бизнес-активности младшего поколения наших сограждан. Какие мотивы приводят молодых россиян в бизнес и на какие условные группы можно разделить молодых предпринимателей — читайте в материале Аналитического центра ВЦИОМ.
На основе результатов исследования эксперты Аналитического центра ВЦИОМ сегментировали молодых предпринимателей и выделили пять ключевых кластеров молодых бизнесменов.
Кластер первый: предприниматели-фрилансеры
Самый многочисленный кластер. По подсчетам Аналитического центра ВЦИОМ, к нему относится 73% от общего числа молодых бизнесменов.
По косвенным признакам фрилансеры во многом пересекаются с самозанятыми: в основном предлагают на рынке свой труд, то есть рискуют не бизнесом, а своим личным временем и репутацией. Кроме того, у них довольно низкие обороты деятельности. Годовая выручка от предпринимательской активности фрилансеров обычно относительно небольшая: у 51% она составляет до 1 млн рублей. Среди фрилансеров преобладают женщины (64%), а средний возраст большей части когорты — 31-35 лет.
Доминирующий мотив таких бизнесменов — реализовать себя в любимой профессии без внешнего контроля. Сравнительно чаще они выбирают «свободный график» (60%) и «независимость от начальства» (39%). Умеренно стремятся получить специализированное обучение для предпринимателей (46% выбрали вариант ответа «зависит от обстоятельств»).
Еще одна важная особенность: эта группа предпринимателей имеет четкие образовательные приоритеты. На первом месте для них с заметным отрывом стоит обучение рекламе и инструментам целевой рекламы. В целом фрилансеры чуть выше средних значений оценивают роль преподавателей и образовательной программы в своей жизни (на 5–6 баллов — как выпускники вузов, так и ссузов), при этом роль учебной практики оценивается ниже. Вероятно, знания помогли им попасть в определенную отрасль и заняться в ней работой на себя. Оценки школы незначительно выше средних.
Кластер второй: предприниматели по духу
Этот кластер можно назвать истинными предпринимателями — именно в бизнесе представители группы видят свое профессиональное призвание. Доминирующий мотив — стремление реализовать свою «предпринимательскую жилку» и бизнес-идею. В образе успешного предпринимательства доминируют «перспективы дальнейшего развития бизнеса» (56%) и «интересная, творческая работа, возможность самореализации» (55%). Такие элементы образа, как «независимость от начальства» (29%) и «просто обычная работа» (5%), напротив, выбираются заметно реже, чем в других кластерах.
Как говорится, мал золотник да дорог. Годовая выручка у предпринимателей по духу самая большая во всех группах: до 10 млн у 78%. При этом доля тех, кто горит душой за свое дело, составляет всего 7%.
Представители этого кластера чаще других стремятся к обучению предпринимательским навыкам: так сказали 53%. Кроме того, для них, в сравнении с прочими кластерами, важнее всего обучение связям с общественностью.
Если посмотреть планы на обучение молодых бизнесменов в разрезе кластеров, то в ближайшие три года чаще планируют пройти обучение «предприниматели по духу» (53%, при среднем значении 31%). Это косвенно подтверждает, что запрос на обучение появляется с осознанием своего предпринимательского статуса, уходом от позиционирования предпринимателя как «исполнителя в своем бизнесе». Среди предпринимателей по духу заметно выше планы по обучению управлению персоналом, ведению переговоров и взаимодействию с целевой аудиторией.
Кластер третий: вынужденные предприниматели
Эти люди занялись бизнесом не от хорошей жизни. Ключевой мотив представителей этого кластера — стремление адаптироваться к неблагоприятным условиям рынка труда: когда нет другой работы, остается только открыть что-то свое. Главный для этой группы элемент образа предпринимательства — «свободный график» (70%).
Такие предприниматели чаще всего проживают вне мегаполисов. 64% живут в населенных пунктах с численностью меньше 1 млн человек. 53% вынужденных предпринимателей — мужчины. Эта группа с наименьшей выручкой — более чем у половины она составляет до 500 тыс. рублей в год.
Продолжать обучение планируют только 21%. Наиболее востребованные направления обучения — узкоспециализированные компетенции, необходимые для развития бизнеса. Также востребованы навыки защиты прав собственности (17%). Вынужденных молодых предпринимателей 12% от общей численности.
Кластер четвертый: прагматичные новички
Представителей этого кластера в молодежном предпринимательстве 6%. Это самая молодая группа: 27% моложе 25 лет. Прагматичные новички стали заниматься бизнесом в первую очередь для повышения своих доходов, ради чего готовы были сменить сферу деятельности.
Почти так же, как и предприниматели по духу, чаще прочих кластеров выбирают «перспективы дальнейшего развития бизнеса», однако чаще воспринимают предпринимательство как «просто обычную работу, как и другие» (27%). В этой группе выше, чем в остальных, оценена значимость школьного образования. Среди новичков-прагматиков 33% планируют обучаться необходимым для предпринимателей компетенциям, а 29% не планируют этого делать. наиболее востребованные направления обучения среди них — реклама, ведение бюджета и программирование.
Кластер пятый: случайные предприниматели
Эти 2% пока не определились, зачем они занимаются предпринимательством. Вероятно, оказались владельцами своего дела по стечению обстоятельств. Небольшое количество участников кластера (близкое к статистической погрешности) не позволяет выявить значимые признаки группы. Очевидно, эти молодые предприниматели находятся в поиске — своего пути, ниши, подхода к ведению бизнеса, — или вовсе ищут выход в более стабильный и предсказуемый наём.
Какие навыки нужны молодым предпринимателям и где они собираются их приобретать? Какие установки мешают молодым бизнесменам развивать свое дело? Насколько значима роль школы, вуза/ссуза и дополнительного бизнес-образования в успехе молодого бизнесмена? Ответы на эти вопросы ищите в экспертно-аналитическом докладе «Молодежное Предпринимательство» Аналитического центра ВЦИОМ!