Каждый второй россиянин считает, что сексуальная ориентация дана человеку от природы, а значит, не подвержена изменениям под влиянием внешних факторов — в том числе пропаганды. Тем не менее с подобной повесткой сталкиваются все чаще: с 2012 года в два раза выросла доля тех, кто встречал популяризацию нетрадиционных сексуальных отношений на просторах интернета, в СМИ и кинематографе. О непростой теме сексуальных меньшинств и об особенностях восприятия пропаганды в разном возрасте — в комментарии Натальи Панфиловой, семейного психолога, члена Правления Национальной ассоциации супервизоров.
Само по себе словосочетание «нетрадиционная сексуальная ориентация» подразумевает, что есть и традиционная — когда присутствуют два пола, мужской и женский. И в этом смысле за последние несколько тысяч лет человеческая природа не сильно поменялась: есть мужчины, есть женщины, они встречаются для того, чтобы вместе заводить детей и растить их. Собственно говоря, для этого природа и разделила нас на два пола. Нетрадиционная же сексуальная ориентация не предполагает появления детей естественным образом. Поэтому здесь мы говорим не о продолжении рода, а о некоем удовлетворении своих сексуальных потребностей. В общем, и в этом ничего необычного нет: и природа знает примеры, когда млекопитающие объединяются в нетрадиционные пары, если не хватает пары противоположного пола.
Так что россияне правы, когда в ходе опроса отмечают, что сексуальная ориентация — это биологически обусловленный паттерн (так утверждают 51% респондентов). Генетически у нас все-таки предусмотрено два пола: мужской и женский, все остальное — это нечто наносное. Безусловно, есть люди, которым по разным причинам тяжело общаться с лицами противоположного пола, и тогда они находят себе пару среди лиц своего пола. Наверное, это лучше, чем если бы этот человек в результате своих проблем стал одиноким, депрессивным и полностью выпал из социума. Но, конечно же, это не заложено природой. Естественная цель сексуальных взаимоотношений — размножение.
Сегодня в мире тема нетрадиционных отношений обсуждается очень активно, в некоторых сообществах даже можно говорить о пропаганде — с таким напором продвигается сама идея. Здесь важно понимать, что людям во все времена хотелось разнообразия в сексе, хотелось ярких эмоций, и в этом смысле им, по большому счету, все равно, назовут это традиционными отношениями или нетрадиционными. Поэтому движение ЛГБТ — это в какой-то мере дань моде, чему особенно подвержена молодежь. Ведь чтобы быть в тренде, необходимо все время придумывать что-то новое. Если ты не инициируешь новое сам или не присоединяешься к «модным» движениям — ты скучный для «тусовки», ты из нее выпадаешь. Люди старшего возраста (условно говоря, 45-50+) не сильно стремятся что-то кардинально менять в своей жизни. Если они для себя избрали традиционную ориентацию, то их не «развернешь» на 180 градусов — какой бы ни была повестка. Если же они по каким-то причинам решили, что они все-таки относятся к представителям сексуальных меньшинств — они тоже не будут стремиться это изменить. Здесь пропаганда не будет столь эффективной.
Но что же в корне стоит за нетрадиционными отношениями — это большой вопрос для меня как для специалиста. Я работала с людьми, которые относили себя к сексуальным меньшинствам. Порой за этим стоят обычные психологические травмы: опасение, что традиционные отношения не сложатся, не будут приносить эмоционального драйва, удовольствия, а будут, наоборот, депрессивными, скучными или даже травматичными. А раз это так, то, наверное, нужно попробовать что-то другое — так решает человек, выбирая путь нетрадиционных отношений. Поэтому можно говорить, что очень часто склонность к так называемой однополой любви рождается из бегства от того, что приносит травму или дискомфорт.
Но природа устроила нас таким образом, чтобы мы в большинстве своем все же выполняли возложенные ею на нас функции, поэтому любые отклонения от нормы (от той самой нормы, заложенной природой и направленной на размножение) — все же небольшие, если говорить о процентном соотношении, это даже нельзя назвать трендом, тенденцией. Однако ситуация становится совершенно другой, если людям навязывают нетрадиционные отношения или даже просто предлагают их как вариант нормы. Здесь хорошо бы вспомнить окно Овертона: если «правильным» образом подавать тему, которая еще вчера казалось нам абсолютно дикой, регулярно подсвечивать ее в СМИ, то через некоторое время она начинает восприниматься как норма, как естественный ход вещей. Как специалист, я в этом вижу определенную психологическую опасность, потому что все искусственное будет давать такие же искусственные результаты: психика все равно будет так или иначе сопротивляться тому, что ей навязывают. Ну, поиграет человек в это, попробует, а потом ему будет гораздо сложнее вернуться к тому, что для него более естественно, потому что он уже решил, что должен быть в тренде, должен соответствовать моде, повестке. Поэтому такие игры, особенно если мы говорим про молодых людей, могут оказаться очень опасными.
Однако поднимая этот вопрос — традиционного и нетрадиционного — всегда есть опасность столкнуть напрямую людей с разными точками зрения на эту сенситивную тему. Довольно часто в мире людей преследовали за инакомыслие, еще совсем недавно представители нетрадиционной сексуальной ориентацией попадали в категорию изгоев. Здесь стоит понять и принять, что это меньшинство, которое всегда будет существовать рядом с традиционным большинством. Но безусловно есть риск того, что в своем отстаивании права на существование, нетрадиционное меньшинство может перейти определенную черту, ударившись уже в другую крайность — навязывания новой нормальности, где будет четкий призыв нетрадиционное сделать традиционным. И мы получим своего рода «перевертыш», когда меньшинство ведет себя как большинство и диктует другому якобы меньшинству, как ему жить. Такого рода социальные эксперименты уже были, и ни к чему хорошему они не привели. Поэтому обсуждение ориентации в публичном пространстве требует очень деликатного подхода, здесь недопустимы крайности. Тогда, что называется, и волки будут сыты, и овцы целы.
*мнение автора может не совпадать с мнением редакции