Где грань между верой в лучшее и магическим мышлением? Как показывают данные ВЦИОМ, в сложные времена она может быть призрачной. Как здесь не вспомнить любовь к водичке, «заряженной» под чарами Кашпировского или Чумака, по умолчанию пробивающими телеэкран? В тот момент, когда большая часть страны не знала, что делать со своей жизнью в новой эпохе, так хотелось приобщиться к чуду! Кто-то искал ее в уличных наперстках, кто-то – в телевизионных сеансах психотерапии. Теперь хорошая новость: судя по всему, сейчас – не трудные времена. По данным недавнего опроса, лишь 3% россиян верят в массовую психотерапию, тогда как в 1994 году таким сеансам доверял каждый пятый соотечественник. Стоит ли нам ожидать всплеска интереса к телевизионной магии и откуда у взрослых людей появляется тяга к волшебству – в комментарии клинического психолога, руководителя НПЦ «Виртуальная клиника» Московского института психоанализа Ольги Валаевой.
Нами манипулируют, Карл!
«Человек избавляется от тревоги, теряя самого себя»
Ирвин Ялом
Термин "массовая психотерапия" обычно используется для описания применения психологических техник и методов для работы с большим количеством людей одновременно.
Сперва предлагаю обратиться ко второй части термина «массовая психотерапия», то есть к понятию психотерапии. Ведущий сеансов массовой психотерапии обычно использует различные методики психотерапевтической практики, включая гипноз, нейролингвистическое программирование, когнитивно-поведенческие методы и другие. Но использование этих методик не делает работу инфоцыган или целителей-чудотворцев конца 80-х годов прошлого столетия психотерапией в полном смысле этого слова.
Психотерапия – это воздействие на психику и через нее на организм человека с целью оздоровления и достижения благополучия. Психотерапия часто проводится в индивидуальной форме, но может также осуществляться в групповом или семейном формате. И групповой формат психотерапии, как правило, не предусматривает более 15-20 участников. Любое использование психотерапевтических техник на большее число участников свидетельствует об использовании манипулятивных технологий воздействия на массовое сознание.
Манипуляции мнениями, убеждениями и поведением людей через различные средства массовой информации, рекламу, социальные сети и другие каналы коммуникации мы наблюдаем каждый день. К этой же категории можно отнести сеансы «массового излечения», одним из ключевых феноменов которого является эмоциональное заражение.
Эмоциональное заражение – это процесс передачи эмоций и настроения от одного человека или группы людей к другим в условиях непосредственного контакта или в виртуальном пространстве. Этот социально-психологический механизм может привести к тому, что люди начинают перенимать эмоции, настроение и поведение других людей в окружении.
Эмоциональное заражение, усиленное использованием психотерапевтических техник, приводит к тому, что люди теряют контроль над своими мыслями и действиями, и что самое примечательное, становятся более уязвимыми перед воздействием лидера сеанса. После краткого облегчения состояния на массовых сеансах чудодейственных целителей и экстрасенсов, люди переживают усугубление деструктивных эмоциональных состояний, развитие тяжелых психозов.
То есть результат массовой «психотерапии» прямо противоположен целям психотерапии классической, вместо психического благополучия человек переживает разрушение, сопровождаемое формированием патологической зависимости от массовых сеансов и своего кумира-целителя.
«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!»
Братья Стругацкие
Другим подходом к анализу феномена массовой психотерапии может служить исследование возможности трансформации массового сознания. Может быть, возможно обрести всеобщее благополучие, если лечить «душу» всего народа или изменить коллективное бессознательное? То есть, вместо того, чтобы уменьшать количество участников сеансов, нужно кратно повысить их численность?
Начиная с Гюстова Лебона, исследователи пытались найти ключ к природе коллективных явлений.
Карл Юнг считал, что помимо индивидуального сознания каждого человека существует коллективное бессознательное, которое объединяет всех людей и наследуется от предков. В коллективном бессознательном содержатся универсальные символы, образы и мотивы, которые проявляются в мифах, религиях, сказках, искусстве и сновидениях. Юнг утверждал, что работа с коллективным бессознательным и архетипами может помочь человеку понять свои внутренние конфликты, раскрыть скрытые потребности и желания, а также обрести гармонию и целостность личности.
Работа с символами, мифами, сновидениями и другими проявлениями коллективного бессознательного может помочь клиенту обрести новые понимания, инсайты и перспективы на свою жизнь.
В прошлом веке было сделано множество интереснейших и верных наблюдений, касающихся эмоций и поведения толпы и народов и заставляющих и поныне перечитывать работы Юнга, Фрейда, Московичи.
Однако, те же исследователи пришли к неутешительным выводам для одиночек, желающих облагодетельствовать человечество. Хотя психологи и могут вносить свой вклад в изменение коллективного бессознательного, это процесс, который требует участия всего общества и длительных усилий по преобразованию культурных установок и ценностей. Другими словами, работа с коллективным бессознательным является основанием для индивидуальной практики психотерапевта, но обратный терапевтический прием невозможен.
В 90-ые астрология заменила актуальное социальное знание
Пышным цветом распространившиеся магическое мышление на сломе эпох является сложным, многослойным феноменом. Я рассмотрю лишь два аспекта взрывного распространения астрологии, суеверий и сакральность гаданий.
В период 1990х взрослые люди, столкнувшись с большими общественными изменениями и сменой социальных и профессиональных ролей, переживали в кризис самоидентификации. Бывшие инженеры и военные (а именно специалистов этих профессий СССР выпускал непропорционально много) пытались объяснить себя и социальные изменения, осознать и структурировать новую картину мира.
Фактически из всего гуманитарного знания им были доступны марксистко-ленинская философия, которая к этому моменту, мягко говоря, сильно устарела, и классическая литература 19 века. При всей гуманистической силе последней она не годилась на роль текущего инструмента анализа окружающей реальности. Астрология с ее простой и понятной классификацией людей и событий, пусть и не имеющей сколько-нибудь научного обоснования, была быстрой подпоркой в хаосе изменений.
Кризисные времена вызывают разрушение или, по крайней мере, серьезный подрыв базовых иллюзий, которые являются краеугольными камнями нашего мировоззрения, особенно, в первой четверти жизни. Базовые иллюзии о собственном бессмертии, справедливости и простоте устройства мира тесно связаны между собой.
Иллюзия о том, что смерть где-то далеко, разрушается, когда мы сталкиваемся с болезнями, потерями близких людей или другими формами смертности. Иллюзия о том, что мир устроен просто, также разрушается в периоды кризиса, когда мы сталкиваемся с сложными проблемами, неожиданными событиями или несправедливостью. Иллюзия о том, что мир устроен справедливо, может быть серьезно подорвана в условиях кризиса, когда мы видим неравенство, несправедливость и беспомощность перед системой.
Базовые иллюзии — это когнитивные искажения здорового человека, которые позволяют ему упрощать реальность, это допустимое обобщение, которое делает жизнь легче, позволяя снизить тревожность, ориентироваться в сложном мире без дополнительных энергозатрат. Однако в кризис, как мы видим, базовые иллюзии разваливаются, погребая под собой привычно упрощенный мир и выталкивая человека навстречу пугающей сложности реальности.
В таком случае на помощь приходит «магическое мышление», которое помогает примирять все более расходящиеся ожидания и реальность.
В стабильные же времена человек не склонен приписывать случайным или непонятным событиям сакральные или мистические значения».