Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Общество
Фото: ВЦИОМ

(НЕ)женское лидерство

ВЦИОМ представил результаты опроса россиян о женском лидерстве: большинство россиян (61%) считают, что хороший руководитель определяется не полом, а личными качествами, компетенциями. Однако треть россиян хотели бы видеть своим начальником мужчину, а женщину — лишь единицы. Почему лидерские позиции до сих пор воспринимаются в России как преимущественно мужская территория — в комментарии заместителя руководителя Департамента политических исследований ВЦИОМ Марии Атаевой.

Почему мужчина — «прирожденный» лидер, а женщина — исключение?

На видение лидерства чаще всего влияет исторический контекст — большинство российских лидеров в разных сферах были и остаются мужчинами, что и сформировало подобный гендерный стереотип. Эта ролевая модель привычна и ожидаема. Большинство ассоциируют образ лидера с качествами, традиционно считающимися мужскими: сдержанностью, безэмоциональностью, активностью, решительностью, сильным духом, — либо традиционной ролью «добытчика».

Успех женщин люди чаще списывают на стечение обстоятельств или влияние некого внешнего фактора — для многих он не служит доказательством усилий, знаний и лидерского потенциала самой женщины. Это явление известно как «стеклянный потолок», ограничивающий профессиональный рост женщин не из-за недостатка компетенций, а из-за предвзятого восприятия их достижений. Более того, часто успех женщины-лидера приписывается ее мужчине — мужу, отцу или брату, — что полностью девальвирует ее собственные заслуги в глазах внешнего окружения.

Мужчины vs. женщины — 1 : 0

Вопросы о лидерстве погружают в гипотетическую ситуацию, которая скорее обращает к сформированным в обществе установкам. В то же время вопрос из категории повседневности — кого бы человек хотел видеть своим руководителем — возвращает к реальности. Треть опрошенных (33%) выбрали мужчин, и лишь 3% — женщин. Это распределение может быть объяснено практическим опытом респондентов. Те, кто сталкивался именно с руководителями-мужчинами, могут воспринимать такое положение дел как некую естественную норму. Подспудно оценивая пол потенциального желаемого начальника, респонденты представляют и определенный стиль управления.

Так, мужчины чаще используют директивный стиль руководства, который может восприниматься как более эффективный. В то время как женщин ассоциируют с более эмпатичным, мягким стилем. Этот фактор может влиять на оценки респондентов: «мягкое управление» не соответствует запросам периода, полного кризисных ситуаций (меры в отношении бизнеса во время коронавируса, влияние санкций, дефицит рабочей силы на рынке труда и т.д.). Более того, нельзя исключать стереотипы о женском стиле управления как об эмоциональном и нестабильном, что не усиливает образ эффективного руководителя. Такой подход влияет и на субъективную оценку поведения: жесткость в поведении начальника-мужчины воспринимается как решительность и уверенность, женщины — как агрессивность и неуравновешенность.

Есть предпосылки для роста доли респондентов, воспринимающих женщин как возможных лидеров. Современные обстоятельства требуют от управленцев быть эмпатичными, иметь развитый эмоциональный интеллект, а это часть сформированного образа «женщины-руководителя».

Где женщинам позволено руководить?

Половина россиян убеждены, что существуют сферы, в которых руководителями должны быть женщины. В первую очередь это образование, здравоохранение и сфера красоты, то есть отрасли, связанные с заботой и обслуживанием. Напротив, управление, технологии, инженерия и наука в числе «женских» сфер не упоминаются, что вновь подтверждает ограниченность карьерных перспектив женщин и влияние традиционных представлений о распределении ролей. Однако стоит учитывать и проводимую демографическую политику. Женщины могут столкнуться с так называемым «штрафом за материнство», то есть финансовыми проблемами после рождения детей. Например, после возвращения женщины из декретного отпуска руководство может снизить ее доход и не предоставлять возможностей для карьерного роста.

Причины, по которым женщин видят руководителями в этих сферах, также укоренены в стереотипах: считается, что женщины обладают особыми чертами характера, подходящими для работы в этих отраслях, некоторые говорят об их «врожденной компетентности» или объясняют это традиционной ролью женщин как хранительниц очага и воспитателей.

Мария Атаева

Заместитель руководителя Департамента политических исследований ВЦИОМ

15 лет опыта в сфере прикладной социологии. Эксперт по организации исследовательских проектов. Лауреат научных конференций. Имеет большой опыт аналитической работы на ключевых кампаниях как федерального (выборы Президента РФ 2018 и 2024 гг., выборы депутатов ГД ФС РФ 2016, 2021 гг., Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России), так и регионального уровней. Каждый год под руководством реализуется около сотни исследований общественно-политической и социальной направленности. Взаимодействует с действующими заказчиками: органами власти, крупными государственными и частными компаниями, некоммерческими организациями.

К странице эксперта
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07