Современные технологии меняют лицо российского телевидения. «Голубой экран» все так же остается хранителем традиций российского медиапотребления, но и его неизбежно ждет новый этап развития. Что стоит за устойчивым интересом к традиционным передачам, как меняется наше ТВ и почему все больше молодых людей выбирают телевизор — в комментарии руководителя медиацентра ВЦИОМ Яны Ширяевой.
Надежно и понятно
Телевидение в России, несмотря на бурное развитие новых медиа и стремительный рост аудитории мессенджеров, таких как Telegram, остается важным источником информации для большинства россиян. Как показало исследование ВЦИОМ, 82% россиян смотрят телевизионные программы — на традиционных экранах или через интернет-платформы. Более того, для каждого второго это ежедневный ритуал. Телевидение остается одним из информационных «столпов» нашего общества, и этому способствуют сразу несколько факторов.
Во-первых, в условиях дестабилизации геополитической обстановки телевидение воспринимается как более надежный и верифицированный источник информации: оно предлагает структурированный и обработанный контент, который вызывает доверие у зрителей, в отличие от фрагментарных новостей в интернете.
Во-вторых, телевидение предлагает не просто узнать о событиях, но и увидеть «картинку» с места событий. Людям проще воспринимать информацию через визуальные образы, ведь создается ощущение «присутствия» после просмотра сюжета.
Более того, телевидение перестало быть просто инструментом информирования -— оно играет роль в сохранении традиций, выступая как платформа для передачи культурных ценностей и исторической памяти. Среди телеканалов — лидеров в этом вопросе россияне называют «Первый канал» (36%), НТВ и «Россию-1» (по 25%).
Телевизор и интернет подружились
Наиболее распространенный сейчас формат медиапотребления — комбинированный. Большинство россиян одинаково часто используют и интернет, и телевидение для просмотра любого рода контента — от новостей до сериалов. Хотя с каждым годом растет число активных пользователей исключительно интернета и в скором будущем такой формат потребления информации будет лидировать. Но значит ли это, что телевидение канет в Лету? Разумеется, нет. Телевидение сейчас — это не линейка вещания на традиционном носителе — телевизоре. Каналы активно адаптируются к новым условиям, экспериментируя с форматами и подходами. Например, они стремятся привлечь молодую аудиторию, предлагая контент, который соответствует ее интересам и привычкам, — чаще это сериалы или шоу-форматы.
Многие каналы (если не все) уже давно ушли в онлайн, предоставляя доступ к своему контенту через интернет-платформы. Его можно смотреть на удобном носителе и в подходящее время, что особенно актуально для людей, привыкших к гибкости и мобильности.
Собери свой сериал!
Можно предположить, что в будущем новые медиа будут продолжать влиять на телевидение, подталкивая его к созданию еще более инновационных форматов — возможно, уже в ближайшем будущем мы увидим сериалы, где сможем сами выбирать сюжет, или нам предоставится возможность самим формировать сетку вещания. Аудитория ждет новизны и свежих идей, которые смогут соединить традиционные ценности телевидения с современными требованиями зрителей.
Кроме того, телевидение сохраняет статус традиционного формата общего семейного досуга, объединяющего разные поколения. Для молодежи же основная причина просмотра телепередач — семейный досуг (42% смотрят телепрограммы всей семьей). То есть молодые россияне тянутся за более старшим поколением и частично включает его медиапривычки в свою жизнь. В этом контексте телевидение не только информирует, но и формирует культурную идентичность, создавая пространство для обсуждений и единения.