Как выяснил ВЦИОМ, большинство россиян с пониманием относятся к суррогатному материнству именно как к вспомогательной репродуктивной технологии — если шанса родить ребенка самим у семейной пары нет. Использование этого способа действительно не может и не должно быть нормой деторождения, уверены эксперты ВЦИОМ — все же это крайняя мера при наличии четких медицинских показаний. Какие стереотипы и заблуждения во взглядах на суррогатное материнство еще предстоит преодолеть обществу — в аналитике ВЦИОМ.
Медицинские показания как железный аргумент
По данным ВЦИОМ, 84% россиян считают допустимым обращение к услугам суррогатных матерей, за десять лет показатель вырос на 8 процентных пунктов. При этом большинство наших сограждан все же не воспринимают такой путь к родительству как репродуктивную норму: лишь 16% респондентов считает возможным повсеместное использование этого способа. 68% уверены: прибегнуть к услугам суррогатной матери допустимо лишь в том случае, если люди не могут самостоятельно зачать, выносить и родить ребенка. Именно эта точка зрения соответствует здравой оценке роли вспомогательных репродуктивных технологий в жизни общества, уверена д.м.н., профессор, первый член-корреспондент РАН в области репродуктологии, акушер-гинеколог, репродуктолог Ксения Краснопольская: суррогатное материнство имеет и должно иметь строгие медицинские показания.
«Необходимо понимать: метод суррогатного материнства относится к вспомогательным репродуктивным технологиям, его применение показано только в тех исключительных случаях, когда это единственная возможность иметь ребёнка. Такой способ не имеет ничего общего с нежеланием вынашивать беременность. Кроме этого, даже при наличии показаний к данному методу лечения суррогатное материнство — достаточно сложный процесс для биологических родителей, и, конечно, для будущей суррогатной матери», — отмечает Краснопольская.
Дополнительными стрессовыми факторами, по мнению эксперта, могут стать моральный прессинг и даже осуждение со стороны родственников, коллег, окружения: стереотипы относительно вспомогательных репродуктивных технологий в обществе все еще сильны. «К сожалению, даже некоторые СМИ приравнивают суррогатное материнство к „продаже детей“, не касаясь медицинских показаний к данному методу лечения бесплодия. Не надо забывать, что использование таких программ — это последняя возможность стать родителем. Например, для женщины, у которой по тем или иным причинам была удалена матка», — подчеркивает профессор.
Договориться с собой и с Богом
Один из краеугольных камней в отношении социума к суррогатному материнству — неоднозначные оценки, высказываемые представителями религиозных институций. Эти оценки могут потенциально учитывать верующие люди, обращающиеся за помощью к вспомогательным репродуктивным технологиям, что становится причиной внутреннего конфликта и даже внутрисемейных разногласий. Задача специалистов в этом случае — помочь паре здраво оценить ситуацию и принять осознанное решение во благо семьи. Вместе с тем эксперты уверены: религиозным конфессиям, представленным в нашей стране, необходимо сформулировать единую позицию по вопросам вспомогательных репродуктивных технологий, эта позиция должна учитывать возможные медицинские обстоятельства и общие интересы семьи.
«До сих пор не сформирована общецерковная позиция по отношению к вспомогательным репродуктивным технологиям в целом и к программам суррогатного материнства в частности. Как в обществе, так и среди церковнослужителей порой встречаются совершенно полярные мнения на этот вопрос. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что любой медицинский метод лечения имеет определенные показания — как существуют и показания к оперативному вмешательству или лечению онкологического заболевания. Но ведь эти методы лечения не отвергаются церковью, они используются в том числе в терапии священнослужителей. И только программы ЭКО и суррогатного материнства обросли многочисленными клише. Бесплодие — это диагноз, болезнь, одним из методов лечения которой в исключительных случаях является суррогатное материнство. Наверное, если мы будем во главу угла ставить показания к использованию данного метода, то сможем уйти от предвзятого отношения», — поделилась мнением Ирина Ершова, главный врач Prior-Clinic, кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог-репродуктолог.
Необходимо правовое регулирование
Определенность в вопросе суррогатного материнства необходима не только среди представителей религиозных конфессий. Еще в большей степени ясности не хватает в правовой сфере. Российское законодательство не запрещает суррогатное материнство, но вместе с тем правовая база, регулирующая такие правоотношения, в нашей стране имеет свои особенности. Резонансные судебные процессы, в ходе которых рассматривались действия, связанные с суррогатным материнством, гипотетически могли напугать некоторые пары, планирующие обращение к вспомогательному репродуктивному методу. Эксперты уверены: в этом вопросе необходимо навести правовой порядок. «В законодательстве отсутствует должное регулирование правоотношений в сфере суррогатного материнства, учитывающее баланс интересов ребенка, потенциальных родителей и суррогатной матери; не раскрыто понятие договора суррогатного материнства, не определены права и обязанности сторон, критерии и последствия недобросовестного поведения участников договора суррогатного материнства, их ответственность», — объясняет юрист, специалист в области медицинского права Светлана Васильковская.
По словам эксперта, суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями либо одинокой женщиной (закон № 323-ФЗ). После подтверждения факта наступления беременности у суррогатной матери ее участие в процессе вынашивания ребенка регулируется исключительно договором, зачастую составленным самостоятельно потенциальными родителями и суррогатной матерью, не предусматривающим большинства деталей и не исключающим возникновение возможных рисков по причине отсутствия у сторон медицинского и юридического образования.
«Еще один немаловажный аспект — регистрация акта гражданского состояния после рождения ребенка. Потенциальные родители или одинокая женщина могут быть записаны родителями только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери). Существующий порядок записи о родителях ребенка не исключает возможности записи суррогатной матери в качестве матери, если суррогатная мать, действуя недобросовестно вопреки заключенному соглашению и ранее оформленному согласию, пожелает получить дополнительное вознаграждение», — комментирует Васильковская.
По мнению эксперта, в процессе оказания медицинских услуг по программе суррогатного материнства во главу угла должны быть поставлены права и законные интересы ребенка, который в соответствии с нормами международного права и российского семейного законодательства вправе знать своих родителей, воспитываться в семье, быть окруженным вниманием и заботой. «Полагаем, стоит предусмотреть ограничение возраста пациентов, получающих медицинскую помощь по программе суррогатного материнства, что, в свою очередь, будет отвечать интересам ребенка, которые сложно обеспечить в полной мере в случае достижения родителями значительного возраста», — предлагает эксперт.
По мнению Васильковской, целесообразны такие законодательные новации, как утверждение типовой формы договора суррогатного материнства, обязательное заключение договора суррогатного материнства с участием нотариуса. Также необходимо предусмотреть участие потенциальных родителей в оказании услуг на стадии вынашивания беременности и в процессе родоразрешения, в том числе с возможностью получить справку о родах на имя потенциальных родителей без привлечения суррогатной матери, без необходимости получить ее согласие на запись родителей в свидетельство о рождении. Кроме того, следует предусмотреть ответственность потенциальных родителей в случае отказа от ребенка, рожденного суррогатной матерью.
Просвещение против стереотипов
Объективному и здравому восприятию суррогатного материнства в обществе, в свою очередь, должна способствовать масштабная просветительская работа. По мнению экспертов, эти изменения нужны, чтобы помочь семьям, имеющим репродуктивные сложности: люди должны быть уверенными, что их решение не осуждается, а, напротив, поддерживается и одобряется обществом.
«Просветительская работа необходима. Здесь надо вспомнить, что на заре применения ЭКО оно тоже считалась чем-то непонятным и отношение к нему далеко не было однозначным. Пациенты, которые обращались за этой процедурой, зачастую скрывали, с помощью какого метода у них появился ребенок. И сегодня мы порой с этим сталкиваемся, хотя это несправедливо и неправильно по отношению к семье, которая и так прошла непростой путь репродуктивной помощи», — уверена Ксения Краснопольская. По мнению Ирины Ершовой, крайне важно поддерживать в обществе понимание, что суррогатное материнство — это зачастую единственно возможный способ родить ребенка. «Формы просветительской деятельности могут быть любые: это и организация презентаций и лекториев, семинаров, круглых столов с экспертами в этой области, и повышение квалификации специалистов в более отдаленных от центральной части России регионах. Кроме того, на наш взгляд, одним из важнейших аспектов этого вопроса является формирование сообществ с кураторами-экспертами, чтобы пациенты, оказавшись в столь непростой ситуации, имели поддержку, понимали, что они не одни, „соприкасались“ с успешными историями и результатами работы, делились опытом и поддерживали друг друга», — считает эксперт.