За последние 15 лет доля предпринимателей среди россиян выросла вдвое: с 4% до 8%. При этом большинство наших сограждан все же сторонятся такого опыта: 42% участников недавнего опроса ВЦИОМ отметили, что никогда не хотели иметь свое дело, 21% — хотели раньше, а теперь нет. Вокруг темы ухода в бизнес звучат диаметрально противоположные мнения: кто-то считает такой путь тернистым — вложенные усилия и деньги могут раствориться в один миг, а кто-то, открыв бизнес, уже не представляет себя в роли наемного работника. Как запустить свой проект, почему нельзя недооценивать опыт других бизнесменов и чем может навредить предпринимателю злоупотребление мерами поддержки со стороны властей — в интервью с директором РосФорума, вице-президентом клуба молодых предпринимателей Росмолодежь.Бизнес Дмитрием Захаровым.
Любопытно, что за десять лет мониторинга изменилось окружение предпринимателей. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, в 2013 году знакомством с ними чаще могли похвастаться россияне 25-44 лет (66-68%) и высокообеспеченные граждане (65%), а теперь — молодежь 18-24 лет (75%, 2013 г. — 55%), в то время как материальное положение в данном вопросе больше не играет роли. Действительно ли для начала предпринимательской деятельности не нужны большие финансовые вложения?
В этом вопросе многое зависит от вида бизнеса. Например, вход в сферу услуг более чем доступен. Можно дать небольшую рекламу, начинать оказывать услуги, постепенно наращивая аудиторию через знакомых и близких, по сарафанному радио. Следующим этапом может стать реинвестирование денег в расширение своего дела.
В свою очередь, порог входа в товарный бизнес уже выше. Если предприниматель хочет зайти на маркетплейс, понадобятся базовые компетенции работы в Wildberries, OZON, «Яндекс. Маркет». Эти знания доступны, их можно получить. В то же время здесь уже понадобятся определенные вложения на закупку товаров — конечно, всегда можно договориться об отсрочке оплаты, но так или иначе требований к владельцу бизнеса становится больше.
Дело в сфере промышленности или в производстве уже потребует больших усилий и вложений, хотя и здесь многое зависит от сложности продукта или оказываемой услуги. Например, если это производство табуреток, то нужны основные средства производства. Возможно, стоит арендовать станок в цеху в вечернее или ночное время, когда он не загружен в основной производственный цикл, и там работать. Всегда можно найти способы снизить затраты, ориентируясь на те возможности, которые есть в регионе. Так, в Москве есть швейные коворкинги, где можно работать на готовом оборудовании. Такая шеринговая экономика очень помогает предпринимателям и снижает барьеры для входа в бизнес. Правда, работают такие модели обычно только в регионах с высокой плотностью населения.
Второй фактор, который влияет на возможность открыть свой бизнес, — доступность средств для стартового капитала. Проценты по бизнес-кредитам сейчас невысокие, кроме того, существует множество грантов, которыми буквально заливают молодых предпринимателей. Когда я десять лет назад открывал свое ИП, ничего подобного не было. В этом смысле доступность предпринимательства значительно возросла.
Насколько важен для предпринимателя зрелый возраст и жизненный опыт в целом? Какие компетенции строго необходимы?
Никаких требований и правил, в каком возрасте можно начинать бизнес, конечно, не существует — я видел предпринимателей самых разных возрастов. Требования к компетенциям есть. Поэтому мы склонны разделять понятия «молодой предприниматель» и «начинающий предприниматель». Молодые предприниматели — это люди в возрасте в среднем до 35 лет. Начинающий предприниматель — человек, который недавно пришел в свой бизнес, и возраст здесь уже не важен: ему может быть 40 лет, но если в бизнесе он первый год и до этого никогда этим не занимался, то с точки зрения бизнес-навыков он первоклассник. В отличие, например, от другого предпринимателя, которому всего лишь 25 лет, но свое дело он ведет с 18 лет: за семь лет человек достиг другого уровня бизнес-экспертизы.
Какие компетенции необходимы бизнесмену? Прежде всего, умение продавать, системное мышление, предприимчивость, умение оценивать ситуацию, в том числе с точки зрения потребностей рынка. Иными словами, на первом этапе нужно уметь произвести необходимый продукт или услугу, на втором этапе — успешно ее продать. Знаю много отличных специалистов, которые, увы, не умеют продавать свои услуги на рынке: это отголоски нашей советской ментальности, для которой выстраивание бизнес-процессов чуждо. Третий шаг — систематизировать результат своих усилий и превратить это в бизнес-модель.
Согласно данным ВЦИОМ, 42% ответили, что никогда не хотели иметь свой бизнес, 21% — хотели раньше, а теперь уже нет. Доля тех, кто передумал вступать в ряды предпринимателей, достигла максимума за весь период измерений, превысив показатель десятилетней давности в два раза (2013 г. — 11%). На Ваш взгляд, с чем может быть связана эта тенденция?
Первое: мы сейчас находимся в стадии смены парадигмы мышления. Хотя кажется, что коммунистические времена закончились давно, в исторической парадигме прошло не так много времени. Определенные паттерны нашего мышления, привнесенные из тех времен, отмирают медленно. Происходит некое глобальное осознание рыночных перемен: мы много потеряли хорошего из того, что было в плановой экономике, но и много приобрели за счет конкуренции, которая есть на рынке, — это первое. Второе — меняется отношение к деньгам. Частные деньги перестали быть абсолютным злом, сейчас мы понимаем, что зарабатывать много — это нормально. Но и этика разумных трат для нас тоже важна: общественное осуждение бессмысленных расходов и излишней роскоши никуда не ушло.
Третье — стало доступно бизнес-образование, мы узнали больше информации, в том числе о неудачном предпринимательском опыте. Так мы, во-первых, получили некую коллективную прививку предприимчивости, а во-вторых — узнали много «мертвых» бизнес-гипотез. Эти знания, разумеется, заставляют предпринимателей и людей, которые хотят ими стать, действовать более осознанно. Также было несколько бумов бизнес-тренингов, где мы могли увидеть много неудачных стартапов: своими глазами посмотрели, какое количество бизнес-идей на самом деле не работает.
Те, кто пал на предпринимательском поприще смертью храбрых, своим примером нам показали: вот сюда, сюда, сюда не ходи, эти бизнес-модели не запустились! Эта чрезвычайно полезная информация тоже должна быть осмыслена, что требует времени. Мы сбрасываем прежний баланс коммунистического восприятия и приобретаем новые, более безопасные маршруты.
Для открытия своего дела одинаково важны ресурсы, мотивация и отсутствие внешних барьеров. По оценкам россиян, работа над последним ведется весьма успешно: сегодня каждый второй опрошенный положительно оценивает условия для развития малого бизнеса в своем населенном пункте (50%), что вдвое больше по сравнению с 2013 г. (25%). Какие главные изменения произошли в сфере поддержки предпринимательства за эти годы? Что могло повлиять на мнение россиян?
Знаете, я всю свою предпринимательскую жизнь как-то справлялся сам, нечасто пользовался государственными мерами поддержки. На мой взгляд, здесь важно не переборщить, потому что иначе есть риск удариться в некий предпринимательский инфантилизм, когда по любому поводу ждешь помощи и уже не способен сам преодолевать трудности.
Главная помощь, которая действительно нужна предпринимателю, — это не мешать. Мне кажется, для снятия барьеров сделано очень многое. Все сервисы, отчетность — электронные, большинство услуг доступно в МФЦ. Работать стало значительно легче и по налогам, и по отчетности, и по ведению хозяйственной деятельности.
Немаловажна и грантовая поддержка: грантов сейчас много, этот фактор нивелирует риски и страхи россиян с точки зрения запуска. По сути, это такие безопасные «песочницы» для тестирования своих бизнес-гипотез. Кроме того, мотивировать людей на запуск собственных инициатив может и уход иностранных компаний с российского рынка: освобождаются целые ниши, в которых работает определенная бизнес-идея и откуда ушли сильнейшие конкуренты. По большому счету, просто берем и открываем!