Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Политика
Фото: из личного архива эксперта

Меньше слов, больше дела: как изменился патриотизм в России за 20 лет

На фоне специальной военной операции на Украине и отъезда отдельных публичных персон из России все чаще слышны споры о том, что значит быть патриотом. Уже более двадцати лет ВЦИОМ задает россиянам блок мониторинговых вопросов: «Как бы вы сами себя охарактеризовали — как патриота своей страны или нет?» и «Что, по-вашему, значит быть патриотом?». Согласно данным опроса, сегодня патриотизм стал чаще восприниматься как набор конкретных действий, а не просто как самоощущение. О том, что россияне вкладывают в понятие «патриотизм» и какие факторы влияют на изменение его восприятия, — в комментарии Сергея Старовойтова, политтехнолога, генерального директора федеральной экспертной сети «Клуб Регионов».

Патриотизм — довольно абстрактное понятие, оно, скорее, относится к категории философских. Обычному человеку в условиях опроса не так-то просто сообразить, что от него хотят, когда спрашивают об этом. Зачастую под патриотизмом понимается некий набор лозунговых заявлений, и на самом деле мало кто может сказать, что стоит за декларациями о любви к своей Родине.

Данные ВЦИОМ особенно любопытны в ракурсе ретроспективы. В 2000 году в совокупности патриотами себя ощущали 84%, сегодня же — 92%. Это гораздо больше, чем любое электоральное ядро партии власти или даже президента. Уровень патриотизма крайне высок, а это значит, что все политики, которые будут позиционировать себя именно в этом ключе, имеют серьезный потенциал роста. Сейчас в стране самая популярная идеология — патриотизм при деятельном участии в жизни своей страны, и это необходимо учитывать в любой политической или общественной деятельности.

Доля тех, кто не считает себя патриотами, удивительно мала — всего 5%. Это даже меньше электората либеральных партий. Предполагалось, что таких людей, учитывая оппозиционную активность в стране, можно было бы ожидать не меньше процентов десяти «равнодушных к Родине». Но мы видим, что даже те люди, которые настроены к власти оппозиционно, все равно считают себя патриотами. Это то, что называется «критика справа»: социальные группы, которые считают себя большими патриотами, чем действующая власть, и обвиняют ее представителей в том, что те недостаточно патриотичны.

В мониторинговом опросе присутствует множество вариантов ответа на вопрос «Что, по-вашему, значит быть патриотом?»: от «любить свою страну» до «говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была». Обращает на себя внимание рост показателей, связанных с практической деятельностью на пользу страны. Количество людей, которые считают, что нужно любить Родину на словах, то есть достаточно абстрактно, — уменьшается, а доля тех, кто предпочитает действием доказывать любовь к стране, — растет.

С 2000 по 2022 год больше всего поднялся показатель, связанный с деятельным участием в развитии страны. Работать и действовать во благо и для процветания своей Родины — это именно то, что сейчас называет патриотизмом половина респондентов. Почему такой ответ сегодня популярен — тоже понятно: не последнюю роль здесь играет давление, оказываемое на нашу страну извне. Экономические и военно-политические кризисы, санкции, войны (независимо от того, в каком формате они происходят) — люди воспринимают это как противоборство России с другими странами, на фоне которого и меняется восприятие такой категории, как патриотизм.

Наиболее активная динамика ответов респондентов наблюдается в последние годы, в основном — после 2014 года. Это начало конфликта на Донбассе и, конечно же, присоединение Крыма — событие, ставшее неотъемлемой частью фундамента национальной гордости и вызвавшее мощный подъем в обществе, который мы до сих пор фиксируем в социологических опросах и на фокус-группах.

Еще один из заметных «скачков» патриотизма, согласно данным, приходится на 2008 год (грузино-южноосетинский конфликт). Конечно, активизирующийся вектор на патриотизм неразрывно связан с внешней агрессией, пусть даже вербальной в прошлые годы, а не военной, как сейчас. Люди понимают, что мало просто любить, надо еще что-то делать — вот главный момент: отношение к патриотизму становится более осмысленным, действительно взрослым и более глубоким. Любить Родину в благополучные времена легко, а вот назвать себя патриотом России, когда в мире это фактически социально неодобряемый ответ, — совсем другое дело.

Можно назвать эти изменения маркером «взросления» российского общества в результате некоторого столкновения с реальностью. Предположу, что эта тенденция сохранится, и через год, по мере развития ситуация вокруг спецоперации на Украине, доля тех граждан, которые выступают за деятельное участие в судьбе страны, еще подрастет.

Ответы на социологические вопросы отражают доминирующие стереотипы, которые формируются в обществе, в том числе под воздействием внешних обстоятельств. Они перерабатываются в сознании людей и становятся своего рода шаблонами или руководством к действию и, конечно, видны при замерах общественного мнения. Кроме того, давайте не будем забывать, что настроения общества подвержены информационной повестке. Если она, так или иначе, активирует чувство патриотизма, заставляет общество отвечать на вызовы времени, то это неизбежно отражается на социологических данных, которые мы видим. Люди начинают думать о том, что такое патриотизм, каждый задает себе вопросы. Насколько я патриотичен? Какова будет моя дальнейшая жизненная стратегия: планирую я оставаться в стране или уезжать? Буду ли делать заявления против специальной военной операции или поддерживать ее? Как вести себя в споре с друзьями, знакомыми, родственниками, какую позицию занять? Вопросы ценностного ряда становятся осмысляемыми, человек начинает думать, что для него является важным в жизни, какие ценности руководят его действиями. В такой ситуации патриотизм — или же его отсутствие — часто становится базой для ответов на эти вопросы.

Сейчас происходит активная коррекция общественных стереотипов, поэтому я и предполагаю, что это неизбежно выльется в изменение в социологических оценках. Как я уже говорил, мы отчетливо видим, что появился запрос на активное участие в жизни страны, на деятельный патриотизм, когда любовь к Родине нужно доказать делом — мало просто слов. Ко всему прочему, за счет масштабного потока пропаганды выросла устойчивость общества к информации, к вербальному воздействию. На наших сограждан обрушилось огромное количество фейков, стало очень сложно разобраться, с информацией какого рода ты столкнулся. Поэтому люди неизбежно наращивают себе защиту от недобросовестной информации, доверяя только тому, что можно «потрогать руками», оценить по результатам собственного опыта. Здесь мы снова возвращаемся к постулату: люди стали меньше верить словам и больше верить действиям.

И конечно, сейчас обязательным условием не только в политической программе, но и в активности кандидатов на губернаторские и депутатские посты становится не просто определенная риторика, а действия. Знаменитый лозунг «Доказываю делом» — это как раз то, что сейчас общество ждет от политиков. Эти запросы нельзя игнорировать — пришло время режима активных ответов на них со стороны представителей власти.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07