Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Общество
Фото: из личного архива эксперта

Медиаповедение: новые тренды микропузырей

Черную кошку в темной комнате искать так же бесполезно, как и взывать к объективности человека, который скрылся в своем информационном коконе, слышит лишь определенные мнения и читает короткий список ТГ-каналов. Микропузыри истины, новая этическая самоидентификация россиян, кризис доверия к СМИ и рефлексивная самоцензура публичных персон — важные особенности медиапотребления и медийного поведения сегодня. Подробнее — в комментарии Сергея Старовойтова, генерального директора федеральной экспертной сети «Клуб регионов».

Люди мало кому верят

Тенденция последних лет: мы все больше погружаемся в клиповое восприятие реальности, что, безусловно, влияет и на медиапотребление. С одной стороны, можно предположить, что «клиповость» не способствует вдумчивому потреблению, осмыслению полученных данных. С другой стороны, нельзя не отметить и другой факт: выросла критичность восприятия. Люди мало кому верят, этому есть целый ряд причин. Так, падение доверия к СМИ, которое мы наблюдаем сегодня, отчасти объясняется ростом популярности «Телеграма». Вся читающая, вся пишущая аудитория сейчас активно присутствует именно там. В ТГ-каналах, что не менее важно, может существовать обсуждаемая позиция. Политические классы, лидеры мнений так или иначе присутствуют в «Телеграме»: эта площадка предоставляет очень короткий доступ к возможности формировать мнение, «намагничивать» на себя аудиторию. На этом фоне восприимчивость к традиционным медиа падает. Впрочем, эти процессы были вполне предсказуемы.

Создать свою реальность проще, чем нащупать истину

Эти тенденции (безусловно, вкупе с другими внешними факторами) повлияли на формирование интереснейшей особенности современного медиавосприятия: с учетом высокой направленности информации из тех же ТГ-каналов, сокращенной дистанции между автором и читателям, аудитория зачастую формирует свой собственный микропузырь реальности. Это намного легче, чем разбираться, где золотая середина аргументов, где истина. В этом «микропузыре» есть всё для поддержания «нужной температуры», то есть веры в выбранную позицию. С учетом доступности аргументов, экспертных мнений легко может сформироваться убеждение, что такова и есть объективная реальность.

Еще из интересного: безусловный рост самоцензуры и у политиков, и у политологов, и у журналистов. Как мне видится, внутренние настройки настолько достигли совершенства, что любой пишущий, говорящий человек улавливает на уровне каких-то эфирных сигналов, где нужно остановиться. Антенны так настроены — никому не надо объяснять эти красные линии границы: все и так чутко это понимают. И начинают даже сами друг другу их объяснять, если вы последите за многими дискуссиями в том же телеграм-пространстве.

Новые границы допустимого

Важная примета времени, касающаяся отношений россиян и массовой, публичной информации: мы сейчас проходим своего рода самоидентификацию, в ходе которой очерчиваем новые этические границы. Скандал с этой вечеринкой («голая» вечеринка блогера Анастасии Ивлеевой в клубе Mutabor — прим. ред.), — показательная ситуация, когда мы сами себе начинаем объяснять, какие же границы были попраны.

Отмечу еще один интересный момент, за которым мы следим: сегментация общественных групп в региональной политике. Каждый политик, медийная личность, лидер мнений легко себя причисляет к той или иной политической категории и начинает ретранслировать эту позицию, исходя из того, «кто он по жизни». И эта позиция демонстративная. Декларируемая самоидентификация всё ярче и ярче проявляется именно в регионах. Конечно, она тесно связана с мощной борьбой за моральное преимущество. Каждая категория граждан — каждая общественная категория, малая группа или более крупная — пытается в любом политическом споре вести диалог с точки зрения борьбы за моральное преимущество.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07