Как выяснил ВЦИОМ, большинство россиян хотят видеть своих детей занятыми наукой в области разработок технологий будущего — так ответили 74% опрошенных. Как сами представители младшего поколения видят науку и свое участие в ее продвижении — в комментарии руководителя Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» Валерии Касамара.
Науку нужно продвигать среди талантливой студенческой молодежи
Якорной аудиторией для формирования престижа научной деятельности являются студенты.
Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» нацелена на обеспечение бесшовного перехода молодых специалистов от студенческой скамьи к рабочему месту по полученной в вузе специальности, а также на преодоление разрыва между ожиданиями начинающих специалистов и реальными запросами рынка труда. За шесть лет в проекте приняло участие более миллиона российских студентов, и мы смело говорим, что сформировалось целое поколение «Я — профессионал».
В рамках олимпиады совместно с нашим техническим партнером — Яндексом — мы открыли национальный карьерный портал, где размещены уникальные вакансии от генеральных партнеров олимпиады, в число которых входят крупные госкорпорации и ведущие компании производственного и финансового сектора страны. За все время работы карьерного портала на нем было размещено порядка 3500 вакансий, среди которых только 4% (117) вакансий напрямую связаны с прохождением научных стажировок или трудоустройством на научные позиции.
В ходе анализа мы выявили, что научные вакансии размещают четыре типа организаций. Первый тип — это институты Российской академии наук и крупные научные институции, такие как НИЦ «Курчатовский институт», Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). Второй — крупные корпорации, обладающие высокой наукоемкостью, в которых есть научные дивизионы: Госкорпорация «Росатом», ПАО «Полюс», ПАО «Газпром нефть», ОАО «Красцветмет». Третий тип — это вузы, научно-исследовательские и федеральные университеты, в которых есть свои научные лаборатории. И четвертый поставщик научных позиций — компании, в которых развит блок R&D (research and development), например АО «БИОКАД» и подобные.
Важно отметить, что для большей вовлеченности современного поколения в научную жизнь страны необходимо активнее формировать имидж научной карьеры среди студенческой аудитории с использованием понятных для нее молодежных инструментов, а также посредством широкого информирования студентов о карьерных перспективах в сфере науки.
Необходимо создать «единое окно» для научных стажировок и вакансий. Начинающие специалисты не понимают, где искать работу в науке, как найти релевантные предложения на рекрутинговых порталах. Специальных разделов с такими позициями, как правило, не существует. Особенно важно правильно донести информацию и до работодателей, и до молодежи, чтобы новые вакансии в науке не только выходили на рынок труда, но и эффективно сегментировались: люди должны понимать, что на науку есть четко артикулированный спрос — как на инженеров, поиску которых только на карьерном портале олимпиады посвящено 23% вакансий.
Необходимо развенчивать «отраслевые» мифы и стереотипы о науке
Важное наблюдение, которое удалось выявить в ходе работы с партнерами и участниками олимпиады, — это обремененность различных отраслей мифами и стереотипами. Например, компании, напрямую не связанные со сферой ИТ, многие молодые специалисты не рассматривают для трудоустройства, хотя в них активно развивается это направление. Или агропромышленный комплекс, который вышел на совершенно новый уровень развития и технологичности, многими считается «устаревающей» отраслью.
Стереотипы и мифы касаются также и науки: молодые люди не видят, как устроена сфера и какие карьерные траектории их ожидают. По мнению среднестатистического студента, наука — это неинтересный старец, а не молодежное профессиональное направление с большими карьерными перспективами. Именно поэтому важно выстроить прямой открытый диалог между работодателями и начинающими специалистами, продемонстрировать будущим профессионалам рабочий процесс в различных сферах деятельности.
Реальные изменения, когда все больше молодых людей будет приходить в науку, достигаются в формате длинных циклов. Необходимо укреплять авторитет научной работы, создавать единые точки входа, понятные каналы коммуникации и делать науку динамичной, привлекательной и престижной в глазах начинающих специалистов.
Науке нужно отвечать на запросы молодежи
В 2023 году Ассоциация организаторов студенческих олимпиад «Я — профессионал» проведела масштабное социологическое исследование, посвященное специфике взаимодействия молодых соискателей, сотрудников и работодателей. По результатам исследования мы смогли составить общий портрет поколения, выходящего на рынок труда.
Исследование проходило с января по июнь 2023 года и в нем приняли участие более 2500 человек: бакалавры, специалисты и магистры — участники Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал», живущие в различных субъектах нашей страны и обучающиеся на разных образовательных программах — от физиков до лириков.
Говоря о привлекательности различных сфер для трудоустройства, следует обозначить, что с большим отрывом от остальных областей в топ-3 входят: наука, образование, медицина (46%), собственный бизнес (34%) и самозанятость/фриланс (29%). Важно, что все эти сферы предполагают большую степень творчества и свободы самореализации (за исключением медицины, требующей жесткой дисциплины). Значительно меньшей популярностью пользуется работа в органах власти и государственных корпорациях (по 14%). На фокус-группах студенты объясняли это чрезмерной иерархичностью, регламентированностью деятельности и бюрократией в крупных государственных структурах.
В ходе исследования удалось выявить наиболее престижную профессию: «космонавтами XXI века» стали программисты, именно это направление вызывает наибольший ажиотаж. Таким образом, создается противоречие между престижностью научной работы (согласно опросу, только 19% респондентов считают научную деятельность престижной) и интересами студентов.
Исследование помогло выявить характерные черты нового поколения профессионалов главными качествами наших респондентов стали независимость в принятии жизненно важных решений (73% сказали, что самостоятельно выбрали свою специальность), и осмысленность в выборе направления обучения, следствием чего становится высокая удовлетворенность выбранной специальностью — 85%.
Участники исследования — карьерные оптимисты, которые с уверенностью смотрят в будущее. 62% уверены, что у них больше возможностей, чем было у их родителей в том же возрасте; 64% удовлетворены перспективами, которые открывает диплом их вуза; 82% верят, что после окончания вуза будут работать по специальности; 59% считают, что после окончания вуза смогут устроиться в компанию своей мечты.
Нашими респондентами оказались профессионалы-максималисты, которые предъявляют высокие требования как к себе, так и к государству, рассчитывая на партнерские взаимоотношения. Подавляющее большинство респондентов (89%) заявили, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от них самих, но при этом они убеждены, что государство должно всячески поддерживать талантливую молодежь (91%).
Стоит акцентировать внимание на главном гигиеническом требовании респондентов: для подавляющего большинства (82%) ключевым критерием выбора работы является интерес. Кроме того, для современного поколения, подтвердившего свою конкурентоспособность участием и победами в олимпиадных состязаниях и различных конкурсах, очень важно чувствовать себя ценным человеческим ресурсом, поэтому приоритетными чертами идеальной работы для студентов стали: высокая зарплата (67%) и возможности карьерного роста (66%). На третьем месте оказалось требование, которое четко указывает на знаковую черту молодого поколения: работа должна позволять гармонично сочетать профессиональную и личную/семейную жизнь (61%).
Таким образом, современное поколение «Я — профессионал» — высокомотивированные специалисты, готовые к новым вызовам и нацеленные на реализацию потенциала нашей страны. Участников олимпиады отличают осознанное и ответственное отношение к своему будущему, четкие требования к работодателям и государству, а также высокий карьерный и академический потенциал. Начинающие профессионалы активно стремятся принести пользу обществу и развитию страны.