Не будет преувеличением сказать, что взаимоотношения России и коллективного Запада сегодня находятся в своей низшей точке. Данные опроса ВЦИОМ подтверждают пессимистичные оценки перспектив такого взаимодействия. Большинство сограждан считает, что отношения между Россией и Западом всегда будут строиться на недоверии (63%, +21 п.п. к 1999 г.), обратного мнения придерживаются около трети — 32% (-25 п. п. к 1999 г.). Иной взгляд, впрочем, транслирует молодежь: 53% до 25 лет верят в возможную дружбу с Западом в дальнейшем, а 67% участников в категории 18—24 лет поддерживают тезис о необходимости выстраивания равноправных партнерских отношений между нашей страной и Европейским союзом. Кажется, молодым согражданам принять текущую внешнеполитическую турбулентность тяжелее, чем старшему поколению.
Как молодые россияне адаптируются к условиям обостренной российско-западной риторики и как на этом фоне меняются их взгляды и ценности — в комментарии профессора МГИМО, заместителя директора Института системно-стратегического анализа (ИСАН) и президента Международного института развития научного сотрудничества (МИРНаС) Елены Пономаревой.
30 лет письма по западному трафарету
Исследование ВЦИОМ, посвященное анализу трансформации позиций наших соотечественников к отношениям России и Запада, представляется крайне важным и актуальным. Оно вскрывает глубинные процессы, которые происходят в обществе и, на первый взгляд, не всегда очевидны. Действительно, те цифры, которые мы наблюдаем, говорят о том, что у нас имеет место возрастной раскол.
Люди среднего и старшего возраста заявляют о существующем недоверии между Россией и Западом. Более того, они уверены, что и дальше эти отношения будут строиться на диаметрально противоположных оценках, ценностях и позициях. В то же время молодежь придерживается обратного представления: 32% считают, что это не так. Именно молодые люди по этому вопросу настроены оптимистично. С чем это связано? Полагаю, это стало возможным в результате всего 30-летнего периода воспитания молодежи в определенном ключе.
Все прошедшие 30 лет система образования — начиная со школьной скамьи, бытовых условий, заканчивая вузом и первыми шагами в карьере — была рассчитана на развитие тесных отношений именно с Западом. Если говорить откровенно, то речь шла о формировании западно-центристского мировоззрения у молодых людей. В западном ключе шло развитие и всей массовой культуры: шоу-бизнеса, кинематографа, моды, музыки. Этот западно-центристский вектор был отличительной чертой всей системы образования.
Самые яркие примеры, доказывающие данный тезис, — единый государственный экзамен и Болонская система. Откуда они пришли? С Запада. Болонская система продвигалась в нашей стране именно как возможность продолжить образование на Западе, в идеале остаться там, устроиться на работу. Показательно, что во всех нормативных положениях Болонской системы зафиксировано, что одно из главных ее предназначений — формирование условий для эффективного и конкурентного развития европейской экономики. То есть самых умных и подготовленных специалистов оставляли в европейских странах для их развития: этакое «снятие сливок». Что же касается образования в европах, то все ребята, которые оказывались по обмену в западных университетах, возвращаясь, в один голос говорили, что по качеству образования наша страна не уступает, а в некоторых направлениях вообще на порядок выше европейских вузов. Разумеется, если сравнивать с ведущими российскими университетами.
Не изолироваться, а выше ценить свою страну
Мы сами в течение 30 лет формировали некий образ идеального Запада, у которого есть чему учиться, к которому нужно стремиться, куда нужно ехать, где сконцентрированы главные возможности и перспективы. Если, например, взять политологическое образование, то практически все «мэтры», на кого ссылаются современные политологи, представлены именно западными авторами. Только в последние годы у нас сложилась широкая серьезная отечественная политологическая школа. Но в учебниках по этим специальностям до сих пор упоминаются преимущественно имена западных экспертов. Даже на госэкзаменах редкий студент может назвать российских специалистов, занимающихся исследованиями по теме билета. Молодые люди часто просто не знают отечественных ученых, и это не их вина: это наша беда. Нужно обновлять информацию, переписывать учебники, аккумулировать все ценное, интересное и значимое, что было сделано в нашей стране.
Однако все не так трагично. В последние годы, примерно с 2014 г., в мировоззрении молодых людей происходят очень серьезные изменения. Здесь многое зависит от семей, в которых растет новое поколение, от того, какие радиостанции слушают родители и к каким СМИ обращаются. Это естественным образом отражается на детях.
Важный момент: при всех минусах ЕГЭ именно эта система дала возможность ребятам из провинции, настоящим звездочкам, упорным и трудолюбивым, поступать в лучшие вузы: это тот генофонд, который разбавляет ультралиберальные круги московской и питерской молодежи.
Впрочем, критиковать западное влияние и кивать на него бесполезно. Нужно в России создавать для молодежи такие условия, чтобы было очевидно: здесь лучше, интереснее, перспективнее. На протяжении последних лет пяти я провожу регулярные опросы среди студентов на тему: «Что для вас является важным при выборе работы?». И представьте, денежный вопрос не занимает первых позиций. Большинство ребят говорит о том, что работа должна быть им интересна, они должны чувствовать свою нужность, их профессиональная деятельность должна быть полезна обществу и государству. Это не пафос: молодые люди хотят чувствовать именно свою нужность, это очень точное слово. Второй момент — перспективы, которые дает та или иная профессия. Речь не только о карьерном росте, но о возможностях, открываемых этой профессией. На третьей позиции — материальная составляющая, социальные гарантии и коллектив. Такие мотивы и критерии формируют представление молодежи о профессиональной реализации. Сейчас переломный момент: многие чувствуют, что стране необходимо помочь, и хотят эту помощь осуществить. Государство, если оно имеет стратегию развития самодостаточной суверенной и успешной страны, должно сделать все, чтобы молодежь стремилась жить и работать в России и желала этого.
В то же время нельзя закрываться от внешнего, в том числе западного мира. Изоляция — это не наш путь развития. Какова бы ни была политическая тональность взаимоотношений с Западом, полностью разорвать научные, профессиональные, культурные связи невозможно и не нужно, от этого пострадают обе стороны. Кстати, думающие люди на Западе это понимают. Показательно, что отечественные ученые, эксперты, аналитики продолжают общение с коллегами из европейских стран и США. Кроме того, не следует забывать, что Европа разная. И даже в текущем кризисе есть институты, научные центры в национальных государствах, которые продолжают активное взаимодействие с коллегами из России.
Россия — это Европа, но другая
По данным ВЦИОМ, 41% опрошенных не считают Россию частью Европы и уверены, что наша страна — это особая евразийская цивилизация, и в будущем центр ее интересов будет смещаться на Восток. А также в том, что на Западе к России все равно никогда не будут относиться как к равноправному партнеру, поэтому ей нет смысла стремиться в Европу.
Дело в том, что Европа и Запад, европейская цивилизация и западная цивилизация — это суть разные явления. Европейская цивилизация исторически существует в нескольких вариантах: античном, западном, который из средневекового франкского превратился в западный в буржуазном смысле. И русский исторический субъект — это европейский субъект, освоивший евразийское пространство. Не будет преувеличением утверждение, что на самом деле за всеми липовыми обвинениями западной верхушки в адрес России скрывается страх. Страх перед единственной не западной, но тоже европейской цивилизацией. Россия — не Запад, но в то же время мы европейцы. Мы просто другие европейцы и создали альтернативную западноевропейскую культуру, основанную на русских ценностях. Обратите внимание: героев западных писателей первого ряда — например, Бальзака, Диккенса, Золя — волнуют деньги и карьера, а героев русских писателей первого ряда — Толстого, Достоевского и других — занимает смысл жизни, вопросы нравственности. То есть Россия — это другая христианская Европа, отличная от Запада. Другая группа, распространившаяся на всю северную Евразию. И в этом смысле я бы не хотела, чтобы наши соотечественники воспринимали Россию, русскую культуру как неевропейскую цивилизацию. Ситуация гораздо сложнее, и учитывая то, какие антимодернистские, постмодернистские процессы происходят сегодня в Европе, она как целостность фактически уже умерла. Конец, который предсказывал Шпенглер, происходит на наших глазах. В отличие от Запада, который пробудил и поощряет антихристианские силы, мы сохраняем ценности христианской культуры и остаемся цивилизацией модерна, устремленной к светлому будущему. Неслучайно все чаще аналитики и писатели, анализируя происходящие в Европе и США процессы, оперируют понятием темновековье.
Настал период возрождения отношений с Востоком
Современной молодежи сложно осознать и принять колоссальный, прежде всего социокультурный разрыв в отношениях России и Запада. Многие молодые люди (студенты и недавние выпускники) не хотели верить в реальность столь всеобъемлющего санкционного давления, думали, что это лишь пропагандистские клише. Культура отмены, арест культурных ценностей в западных музеях, переименование художников, переписывание табличек, запреты концертов, заявления со стороны артистов, спортсменов, музыкантов и иные «гуманитарные» акции — все это стало душем отрезвления. Значительная часть молодежи теперь понимает, что в текущем кризисе виновата не Российская Федерация, как пытаются это вбить в головы западные СМИ. Инаковость России, колоссальные богатства страны, великая культура и величайшие достижения, в ряду которых победа в самой страшной Второй мировой войне, полет первого человека в космос, мирный атом, невероятные социальные прорывы — все это и многое другое — глубинные причины противостояния исторической России (как бы она ни называлась) и Западом (какими бы странами и союзами он не был представлен). Все чаще и отчетливее молодежь начинает понимать, что современный кризис в отношениях — лишь очередной этап геополитического и метафизического противостояния. Задача взрослых — в объяснении происходящего не использовать пропагандистские штампы, а разъяснять и объяснять его на исторических примерах и фактах текущей реальности.
Что касается отношений России с Востоком, то они всегда были особыми. Американец или француз на любом восточном базаре от Ливана до Индии всегда остается чужим, господином. А вот русский уже через несколько дней на восточной улице или базаре становится своим, у него уже складываются особые отношения с местными. Это хорошо показано в романе Виталия Волкова «Кабул — Кавказ». Книга написана в 2003 году, но сегодня она приобрела новое звучание. Особые отношения с Востоком, еще более разным, чем Европа, после прихода к власти Михаила Горбачева и особенно после разрушения СССР, мягко говоря, были переформатированы. Многие наши союзники оказались брошены на произвол судьбы и преданы.
Сейчас настал период возрождения, восстановления, к счастью, еще до конца не утраченных контактов. В то же время нужен выход на новый уровень взаимодействия. В этом контексте перед молодыми людьми открываются большие перспективы. В ближайшие годы будут востребованы специалисты разного профиля, начиная от учителей и медиков и заканчивая инженерами и летчиками, знающие восточные языки. Однако работа на Востоке требует не только высокого профессионализма, но и знания культуры, менталитета народов, которые серьезно отличаются от наших представлений.
Трудные времена требуют дипломатов новой формации
Общеизвестно, что трудные времена рождают сильных людей. Текущий кризис — не исключение; это время появления людей новой формации, в том числе и дипломатов. В нынешних условиях, чтобы стать профессиональным дипломатом, недостаточно знать правила этикета, язык, историю и культуру страны пребывания. Нужно понимать природу мировой политики. Американский дипломат Ч. Тейлер, служивший в период Второй мировой и в самый разгар Холодной войны, сделал очень верное замечание: «Дипломатия имеет дело не с истинными и ложными, а с конфликтующими интересами. Она ищет компромисс не между законными правами, а между национальными притязаниями». Ключевое слово здесь — притязания. Собственно, понимание дипломатии как способа достижения национальных интересов во внешней политике оказывается сегодня определяющим. А там, где есть притязания, там, где идет защита национальных интересов — это всегда поле интеллектуального и эмоционального противостояния; конфликт воль и ценностей. Победить в такой битве способны настоящие бойцы видимого и часто невидимого фронта. А потому в моем понимании дипломат — это воин-защитник, главное оружие которого — знания, аналитический ум и преданность Родине. Защита национальных интересов России — вот истинное предназначение дипломатического работника. Собственно, к баталиям по отстаиванию и продвижению российских интересов в самых разных сферах жизни и в самых разных регионах мира и готовит наш вуз.