Состояние и перспективы развития отечественной науки традиционно остается темой дискуссий и даже ожесточенных споров на протяжении десятилетий, а то и веков. Ко Дню российской науки ВЦИОМ провел всероссийский опрос «Наука и жизнь», в рамках которого россияне высказали свое мнение о состоянии, приоритетах и потенциале развития отечественной науки. О неоднозначных результатах исследования — в комментарии Владимира Иванова, члена-корреспондента РАН, заместителя президента Российской академии наук, руководителя Информационно-аналитического Центра «Наука» РАН.
Проведенное исследование показывает, как наши соотечественники представляют себе состояние отечественной науки и какие видят перспективы. Прежде всего, следует отметить высокий уровень доверия ученым: более 70% опрошенных считают, что российские ученые — лучшие в мире. Это расходится с официальной точкой зрения: так, Правительство РФ считает, что российские ученые сами не в состоянии выполнять исследования мирового уровня, и поэтому одним из основных показателей эффективности ученых определено количество статей, опубликованных в ведущих научных журналах совместно с иностранными учеными, их должно быть не менее 75%. Кроме того, предполагается разработка специальных мер по привлечению иностранных ученых в Россию. Последний раз так задача ставилась во времена Петра I, правда, тогда условия были несколько другие. В этом случае все же наши сограждане более правильно видят картину, чем чиновники.
Другим важным моментом является то, что около 70% опрошенных считают, что Россия сможет догнать ведущие страны по уровню научно-технологического развития. Этот вывод совпадает с оценками РАН, но здесь надо сделать оговорку, что для этого требуется изменение действующей государственной научно-технической политики и системы управления научно-техническим комплексом страны, а также восстановление конструктивного диалога между властью и научным сообществом.
Что касается текущего состояния науки, то тут нет ярко выраженных предпочтений: 38% считают, что за последний год ситуация в науке улучшилась, 28% — ситуация не изменилась, 21% — ситуация ухудшилась. Здесь вопрос критериев оценки. По-видимому, все же правы те, кто считает, что ситуация не изменилась или ухудшилась. Такой разброс мнений обусловлен, прежде всего, с одной стороны, работой официальных PR-служб, дающих чересчур благостную картину состояния науки, а с другой — реальным ощущением, поскольку любой обыватель видит, что львиная доля доступной высокотехнологичной продукции произведена не в России. В этом плане Минобрнауки надо задуматься о качестве предоставляемой информации.
Приоритетные для развития области науки, по мнению россиян, совпадают с общепринятыми. Можно рассуждать о том, в каких пропорциях, но в принципе все высказанное соответствует и мировым тенденциям развития, и объявленным российским приоритетам. Здесь отметим следующие принципиальные направления. Первое: наука о жизни, прежде всего — здравоохранение. В условиях пандемии это выразилось особенно рельефно, но основная проблема в том, что мы не знаем, какие сюрпризы нам еще преподнесет природа. И второе — это два направления — образование и культура. В результате реформ, проводимых с 2004 года, особенно изменилось образование, которое работает теперь в парадигме подготовки квалифицированных потребителей. Не изменив этот подход, не восстановив подготовку творцов, невозможно рассчитывать на развитие страны. Без фундаментального образования невозможно обеспечить уровень культуры, требуемый для безопасной работы с современными технологиями. В целом же результаты исследования дают много пищи для размышлений.
Слушайте комментарий Владимира Иванова в подкасте «Кто говорит? ВЦИОМ!»: https://music.yandex.ru/album/10532361?fbclid=IwAR0uMcFTWF573rRTC0NKV0PyLvTVY0JgBdVUzOJ33NPi_fWjXo3fnJ0BtfM&dir=desc