Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Общество
Фото: из личного архива эксперта

Черное зеркало: информационная и ценностная безопасность молодежи в интернете

Реальность меняется на наших глазах и с нашим участием: сегодня все чаще традиционные институты воспитания и социализации молодежи (семья, школа и даже улица) уступают место социальным сетям. Цифровая революция породила практически непреодолимый барьер поколений, превратившийся из инструментального в ценностный: человечество все больше погружается в виртуальную реальность. О том, какие опасности для молодежи в себе таит эта искусственная среда и как им противостоять — в комментарии Антона Лукаша, кандидата социологических наук, председателя Общественного совета при ГУ МВД по Волгоградской области.

С развитием мессенджеров возникло опасное явление: большинство читающих и слушающих получают политически заряженную информацию вероятностного характера под видом достоверной, личной и объективной. Сформирована и среда манипуляторов, вбрасывающих с использованием когнитивных искажений резкие инфоповоды, которые подхватываются ботами, блогерами и группами пользователей соцсетей, становясь «истиной», влияющей на умы. А практики манипулирования, основанные на принципах таргетированного маркетинга, сформировали обширный слой доверчивых потребителей вирусного фейкового контента, особенно среди молодежи, для активизации которых достаточно предварительно прокачанного информационного повода, подлинность и источник которого никого уже не интересует — важным становится не то, что верно, а то, во что верит большее число людей.

Череда «цветных революций» показала, что жесткая конкуренция за ресурсы привела к активному применению странами Запада технологий информационной войны. Метод обработки сознания, как показывает практика, прост — навязывание видения ситуации с заменой фактологической и достоверной информации сконструированными эмоционально нагруженными оценочными мифами на основании так называемых «личных историй», перевод дискурса от обобщения и анализа фактов к эмоциям с разрушением или игнорированием причинно-следственных связей.

Основной «целевой аудиторией» при этом является молодое поколение: те, кто через 10-15 лет станет главной политической силой общества. Опасность крайне серьезна, ведь молодость искренна, но ещё не имеет практического опыта, необходимого для критического восприятия информации. Институты социализации сегодня дополнены конструируемой средой, которая становится доминирующей, прочно удерживая фокус внимания. Интернет-акторы (блогеры, ЛОМы) выигрывают конкурентную борьбу за внимание и лояльность молодежных целевых аудиторий у семьи, школы, допобразования и улицы.

 

Ред.: По данным ВЦИОМ, половина россиян считают, что недостоверную информацию в интернете возможно отличить всегда или почти всегда. Чаще других этого мнения придерживается 18-24-летняя молодежь (78%), а также 25-34-летние россияне (62%).

 

Информационная война ведется, сегодня это уже не теория заговора, а практика. И задачи решаются серьезные: целенаправленное формирование контекста восприятия реальности, эмоционального фона (тревога, депрессия, агрессия, эйфория), мировоззрения целевых аудиторий, в ходе которого воздействие ведется в отношении идентичности, исторической памяти, ценностей народов. Ключевым фактором успеха являются интенсивность, частота и плотность информационного воздействия, захват фокуса внимания, управление эмоциями потребителей.

Манипуляторы в информационной сфере профессионально работают с ценностным полем молодежи, используя когнитивные искажения, маркетинговые технологии («предложки» и рекламу, продвижение заданного контента, формирование контекста). Все это позволяет успешно формировать у молодых людей новые установки (табу — неприемлемы, менторство взрослых — токсично, личный опыт — основа формирования мировоззрения) и стратегии поведения (кратное снижение взаимодействия с «первой реальностью» и — как следствие —мифическая стереотипная картина мира за счет «инстаграм-мышления»). Ситуацию усложняют еще и серьезные трудности при передаче опыта между поколениями (старшее поколение в массе не владеет на уровне навыков гаджетами и просто не знает о молодежных ЛОМах и информационных трендах).

Все это порождает ряд вполне реальных для общества угроз. Во-первых, скрытое участие социальных технологов-провокаторов в социальных сетях, злонамеренно воздействующих на целевые молодежные аудитории с управляемым развитием деструктивных субкультур, внедрение разрушительных личных и социальных моделей поведения. Во-вторых — поколенческий разрыв до уровня отсутствия общего не только информационного, но и цивилизационного поля.

Какие действия по защите и конструктивному развитию психологической, ценностной, мировоззренческой, деятельностной сферы молодежи сейчас необходимы от власти и общества? В первую очередь это формирование интересных общественных офлайн- и онлайн-площадок с учетом предпочтений молодежи, создание ярких событий, социальных лифтов на основании проектной работы, добровольчества, стартапов.

В целях разработки механизмов реагирования и преодоления указанных угроз необходимо создание комплексной системы действенной психологической, аксиологической и исторической экспертизы информации, содержащей потенциальную угрозу негативного воздействия на нравственное и физическое здоровье детей и молодежи. Проблема масштабная, поэтому требует комплексного подхода, в том числе привлечения органов власти, родительского и образовательного сообщества к решению проблем разрушения физического и психического здоровья детей и молодежи ввиду неограниченного нахождения перед экраном компьютеров, смартфонов, потребления опасного информационного контента. Сегодня необходима организация программ для студентов педагогических образовательных учреждений, курсов повышения квалификации для педагогических работников по тематике информационной и ценностной безопасности детей и молодежи.

Речь идет не только о защите суверенитета, но и о сохранении психического здоровья народа, предотвращении угрозы превращения людей в тревожных «информационных марионеток», видящих реальность только под одним углом и через призму своего смартфона.

 

Больше о вопросах кибербезопасности — смотрите в экспертной дискуссии Профразговор ВЦИОМ «Стратегии киберобороны: как обеспечить информационную безопасность граждан»: https://vk.com/video/@wciompage?z=video-28944118_456239245%2Fclub28944118%2Fpl_-28944118_-2

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07