МОСКВА, 15 января 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного отношению россиян к зиме и их любимым активностям в это время года.
Кабы не было зимы |
Зима — особое время года. У одних она ассоциируется со снежными пейзажами, праздниками, весельем и теплыми семейными встречами, для других зима —нехватка солнечного света, усталость и томительное ожидание лета. Результаты декабрьского опроса ВЦИОМ показывают, что россияне видят в зиме хорошее и плохое в одинаковой степени (79% назвали плюсы этого времени года, 78% — минусы). Чаще всего им нравятся так называемые атрибуты зимней сказки — белый пушистый снег (35%), свежесть, прохлада (13%), мороз и солнце (11%). Поводом любить зиму служит также череда январских праздников — Новый год, Рождество (28%), а для кого-то еще и день рождения (4%). Часть опрошенных ценят это время года за возможность насладиться активными видами спорта — катанием на горках, лыжах и коньках (17%), отдыхом с семьей (3%), охотой, рыбалкой (2%), привлекает наших сограждан и особая атмосфера — красиво украшенный город (5%), больше свободного времени (5%), хорошее настроение, веселье (4%), подведение итогов года и планирование следующего (2%). Еще 5% любят зиму без повода, столько же воспринимают ее как шаг навстречу лету (5%).
За новогодние праздники и длинные выходные зиму чаще любят женщины (30% vs. 25% мужчин), молодые люди 18-24 лет (49% vs. 14% среди 60-летних и старше), работающие (33% vs. 21% неработающих), а также москвичи и петербуржцы (40% vs. 17% жителей сел). |
Ой мороз, мороз! |
Впрочем, есть и обратная сторона медали. Чаще всего недовольство у россиян вызывают разного рода метеорологические явления — холод, метели, мороз, сильный ветер (40%), перепады температур (6%), снегопады (5%), а также их последствия — аварии на объектах ЖКХ (17%), грязь на улице (16%) и повышенный травматизм (10%). В числе других угроз здоровью (наряду с травмами от падений) россияне также отмечают вирусы, болезни (3%) и депрессию, плохое настроение (2%). Для части опрошенных причины не любить зиму кроются и во всяческих неудобствах (в общей сложности 18%), в том числе речь идет о дополнительных расходах на отопление и одежду (4%), коротком световом дне (4%), необходимости убирать снег (3%), пробках (2%), трудностях передвижения пешком и на общественном транспорте (по 2%), а также о необходимости утепляться (2%).
Минусы зимы воспринимаются по-разному в зависимости от региона проживания: Ответы «холод, метель и мороз» чаще можно услышать от жителей регионов с самой суровой зимой — уральцев (59%), сибиряков (56%) и дальневосточников (55%). Они же реже жалуются на грязь, сырость и отсутствие снега (5%, 7% и 3% соответственно), чего не скажешь о жителях Южного федерального округа — 31% (vs. 16% среди всех опрошенных). |
И все-таки мы ее любим! |
Несмотря на все недостатки, россияне в большинстве своем готовы закрыть на них глаза: в ходе декабрьского опроса 74% признались, что зима им в целом нравится, в том числе каждый четвертый заявил об этом с полной уверенностью (24%). За последние четыре года фанатов зимы среди россиян стало чуть больше (2019 г. — 17%). Сегодня таковыми себя чаще могут назвать жители Северо-Кавказского федерального округа («очень нравится» — 37%). При этом среди их «соседей» — жителей Южного федерального округа — доля очень симпатизирующих зиме вдвое ниже (15%).
Чем заняться зимой? |
Идеальный зимний отдых для россиян — активный: второй год подряд народный рейтинг досуговых предпочтений возглавляют зимние виды спорта (катание на горных лыжах, санках и др.) — 43% (2022 г. — 39%), тогда как еще в 2021 г. их главным конкурентом был отдых дома (38% vs. 37% за зимний спорт). Треть наших сограждан выбирают поездки в гости к родственникам и друзьям (37%, +5 п.п. к 2021 г.), еще треть дали понять, что предпочитают лишний раз не выходить на улицу зимой («отдых дома» — 34%). Каждого четвертого привлекают рыбалка, охота и пешие походы (25%), примерно столько опрошенных считают идеальным познавательный и культурный отдых — экскурсии, путешествия по историческим, памятным местам (26%) и посещение театров, музеев, выставок (24%, +7 п.п. к данным 2022 г.). За последний год общественный интерес вырос не только к культурному просвещению, но и к новогодним уличным мероприятиям (24%, +11 п.п.); чаще всего они привлекают жителей городов с населением 500 тыс. человек и меньше (100-500 тыс. человек — 26%, до 100 тыс. человек — 26%, села — 27%). Реже всего россияне хотели бы провести время на даче (17%) и перезимовать в теплых краях (16%), среди москвичей и петербуржцев доля предпочитающих такой вид отдыха достигает 29% и 24% соответственно.
Рыбалка, охота и пешие походы звучат преимущественно в ответах мужчин (33% vs. 18% женщин), отдых дома — в ответах женщин (36% vs. 30%). Однако это вовсе не значит, что женщины готовы довольствоваться исключительно домашними посиделками: они чаще мужчин отдают предпочтение познавательному (30% vs. 22%), культурному отдыху (30% vs. 17%), а также уличным мероприятиям (28% vs. 20%). Чем выше уровень образования, тем больше интерес к зимнему спорту, поездкам в гости, познавательному и культурному досугу. Например, посещение театров, музеев и выставок считают идеальным зимним времяпрепровождением только 17% опрошенных со средним образованием, 21% — со средним специальным образованием и рекордные 30% высокообразованных респондентов.
|
Почти каждый второй россиянин занимается зимними видами спорта (46%, 2022 г. — 48%). Среди тех, кто считает это идеальным зимним отдыхом, вовлеченность заметно выше — 68%. Наибольшей популярностью среди россиян пользуются лыжи и сноуборд (24%), на втором месте катание на коньках (18%), каждый десятый отдает предпочтение охоте и рыбалке (10%), еще 8% — прогулкам, бегу и ходьбе.
Чем выше уровень материального положения, тем выше доля спортсменов: среди хорошо обеспеченных она достигает 51%, среди граждан со скромными доходами показатель в 1,3 раза ниже (38%). Чаще заниматься зимними видами спорта удается также мужчинам (51%), россиянам младше 45 лет (18-24 лет — 54%, 25-34 лет — 58%, 35-44 лет — 51%) и имеющим высшее образование (53%). |