МОСКВА, 15 июля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о туристическом отдыхе на природоохранных территориях.
Лесные тропы вместо городских улиц |
В прошлом году Госдума приняла закон, позволяющий развивать туризм на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), к которым относятся национальные парки, заповедники, заказники и памятники природы. Этот закон определяет, как туристу оформить разрешение и какие условия необходимо соблюдать при посещении, чтобы не нанести вред заповедным территориям. По-видимому, посещение особо охраняемых природных территорий пока не массовое явление среди россиян. Опыт посещения особо охраняемых природных территорий в качестве туриста или отдыхающего имеют четверо из десяти (40%), тогда как большая часть (58%) никогда не бывали в таких местах. При этом чаще такой отдых люди организуют самостоятельно (25%), а не в составе туристической группы (18%).
Популярность посещений особо охраняемых природных территорий остается примерно одинаковой у мужчин и женщин (42% и 39% соответственно), граждан с разным уровнем дохода (39-41%) и из разных возрастных групп (36-41%), за исключением 25-34-летних, среди которых подобный опыт имеет каждый второй (49%). В большей степени на посещаемость особо охраняемых природных территорий влияет урбанизированность: жители крупных городов (42-46%), и особенно Москвы и Санкт-Петербурга (50%), посещали заповедные места заметно чаще в сравнении сельчанами (35%) и жителями небольших населенных пунктов (до 100 тыс. чел. — 34%). Вероятно, у горожан не только больше финансовых и организационных возможностей для поездок в особо охраняемые природные территории, но и выше потребность в контакте с природой.
Еще один фактор интереса к заповедным местам — уровень образования: чем он выше, тем чаще граждане бывали на особо охраняемых природных территориях (48% среди аудитории с неполным высшим или высшим образованием vs. 25-26% в группе с неполным средним или средним образованием).
Таким образом, наиболее вовлеченную в туризм на заповедных территориях аудиторию составляют горожане обоих полов, особенно жители крупнейших мегаполисов, молодые люди 25-34 лет и граждане с высшим образованием, независимо от уровня дохода.
Пассивный отдых и небольшие прогулки |
Туристический отдых на особо охраняемых природных территориях еще только набирает обороты, но уже сегодня можно встретить предложения самого разного формата. Как показал опрос, россияне в целом заинтересованы в отдыхе в заповедных местах (86%) и предпочтут здесь скорее спокойный отдых — пикники выходного дня, отдых у воды (28%), а также короткие прогулочные маршруты (20%). Эти два вида отдыха можно назвать универсальными, они сохраняют популярность в разных социально-демографических группах. Это может объясняться относительной простотой организации подобного отдыха, его невысокой стоимостью, непродолжительностью, но в то же время такой формат подходит людям разных возрастов, семьям с детьми и позволяет совместить отдых и общение с природой.
На третьем месте — этномаршруты, знакомящие с культурой коренных народов, они представляют интерес для 19%. Почти столько же (18%) набирают экологический туризм — длительные походы с посещением интересных природных объектов — и познавательный экотуризм (17%), позволяющий наблюдать за растениями, птицами, животными. Еще наши сограждане демонстрируют интерес к спортивному экотуризму (16%) — это сплав на байдарках, скалолазание, конный туризм; а также к кемпингу (14%) и самостоятельным туристическим походам (13%). Гастрономические и агротуристические маршруты, волонтерский туризм набирают 9% и 8% соответственно. Полученные данные указывают на то, что россияне рассматривают заповедные территории как места скорее для спокойного рекреационного отдыха, а не для активного познавательного или приключенческого туризма.
Направления предпочитаемого отдыха имеют гендерную и возрастную специфику:
- «Мужскими» видами отдыха можно назвать спортивный экотуризм (19% vs. 13% женщин) и самостоятельный туристический поход (17% vs. 10%). «Женскими» — короткие прогулочные маршруты (23% vs. 17% мужчин), этномаршруты (22% vs. 16%) и познавательный экотуризм (22% vs. 12%). То есть мужская аудитория более склонна к экстремальным, испытывающим физические возможности видам отдыха, а женская тяготеет к культурно-познавательным.
- Молодежь 18-24 лет демонстрирует повышенный интерес к пассивному отдыху (36%), этномаршрутам (23%), спортивному экотуризму (22%), кемпингу (20%), гастрономическим и агротуристическим маршрутам (17%). В группе 25-34 лет сохраняется повышенный запрос на пассивный отдых (35%), спортивный экотуризм (24%), кемпинг (21%), актуализируется интерес к экологическому туризму (26%). После 35 лет фокус сдвигается в сторону экологических троп, коротких прогулочных маршрутов (23-24% в группе 35-59 лет) и этномаршрутов (24% в группе 35-44 лет), остается популярным кемпинг (23% в группе 35-44 лет). В старшей возрастной группе 60+ второе место после пассивного отдыха (24%) занимает познавательный отдых (20%), тогда как остальные виды отдыха становятся менее востребованными по сравнению с другими возрастными группами. Возрастная динамика предпочтений россиян в целом отражает стремление к постепенному переходу от активных и разнообразных форм отдыха к более спокойным и созерцательным, что соответствует жизненному циклу и меняющимся потребностям людей.
|
В целом предпочтения россиян при посещении особо охраняемых природных территорий отражают достаточно широкий диапазон запросов — от простого отдыха на природе до углубленного познания окружающей среды и активных видов туризма.
Вред или польза? |
Новый закон о туризме на особо охраняемых природных территориях, с одной стороны, открывает возможности для экологического просвещения и рекреации, привлечения инвестиций в заповедные территории, но с другой — требует ответственного подхода к организации посещения таких мест. Баланс между туристической доступностью и природоохранными требованиями предстоит искать на практике. В российском обществе пока нет консенсуса по этому вопросу: 48% считают, что туризм на ООПТ принесет пользу, 38% убеждены в обратном — по их мнению, это скорее навредит. При этом сторонников развития туризма в заповедных зонах больше среди молодежи (54-61% в возрасте 18-34 лет) и тех, кто уже имел опыт посещения таких территорий (54%).
«Сделать доступными особо охраняемые природные территории (ООПТ) для туристов - решение президента и один из государственных приоритетов в развитии туризма в нашей стране. Потенциал этого направления - экотуризма - огромен. Наше исследование показывает, что интерес к этому формату отдыха очень разнообразен и зависит от принадлежности потенциального туриста к той или иной социальной группе. Это значит, что ключом к успеху является правильная настройка широкой линейки отличающихся маршрутов и программ пребывания.
Что касается возникающих в этой связи рисков, то они в основном связаны с «самоорганизованным» туризмом, а таковых четверть опрошенных. Именно «дикий» турист часто везёт с собой «не только деньги, но и мусор». С учетом особой хрупкости и ценности ООПТ развитие их туристического потенциала необходимо сопровождать такими мерами по охране и защите, которые существенно снизили бы ущерб от вандализма или просто невнимательности и безответственности «диких» туристов».