МОСКВА, 25 января 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, как россияне воспринимают праздник 25 января, и о влиянии образования на будущее выпускников.
Учиться всегда пригодится |
Россияне воспринимают 25 января прежде всего, как День святой Татьяны или Татьянин день (37%), доля россиян, указавших данную ассоциацию, сократилась на 6 п.п. по сравнению с 2018 годом. Следующий по упоминаемости – День студента или День российского студенчества, его назвали 23% населения, в 2018 году его упоминали немного реже – 18%. Каждый второй не смог ответить, какой праздник отмечается 25 января (54%), доля неосведомленных выросла на 6 п.п. по сравнению с 2018 годом.
|
Суждение о том, что значимость высшего образования часто преувеличивают, в наше время и без него можно сделать удачную карьеру и устроить свою жизнь воспринимается россиянами неоднозначно, опрошенные разделились на две примерно равные группы. Согласных с этим утверждением 45%, а несогласных – 51%. В 2023 году существенно выросла доля россиян, осознающих значимость высшего образования и его влияние на будущие карьерные достижения, по сравнению с 2020 годом показатель вырос на 16 п.п. Это самый высокий показатель за все время измерений.
Молодежь в целом склонна преуменьшать значимость высшего образования: доля тех, кто считает, что в наше время и без него можно сделать удачную карьеру и устроить свою жизнь в этой группе населения наибольшая (60% среди 18-24-летних, 52% среди 25-34- летних). Уровень образования опрошенных также влияет на оценку перспектив, которые открывает получение высшего образования. Наибольшие доли россиян считающих, что без высшего образования можно обойтись и построить карьеру, – среди опрошенных с неполным средним образованием (63%), средним образованием (50%) и средним специальным образованием (51%).
Больше всего тех, кто придерживается обратного мнения и считает, что высшее образование необходимая составляющая построения удачной карьеры, среди россиян с неоконченным высшим и высшим уровнем образования (59%).
По мнению россиян, хорошо оплачиваемую работу в будущем выпускнику надежнее гарантирует высшее образование (47%). Другие мнения звучали реже: среднее специальное образование (колледж, техникум) указали 17% опрошенных, столько же не смогли определиться, какой уровень образования может служить гарантией хорошо оплачиваемой работы в будущем. Придерживаются категоричного мнения, что ни высшее, ни среднее специальное образование не дают уверенности, что выпускник получит высокооплачиваемую работу – 12%.
Большинство считающих, что высшее образование гарантирует хорошо оплачиваемую работу в будущем, среди россиян с неоконченным высшим и высшим уровнем образования (52%), наименьшая – среди россиян с неполным средним образованием (23%).
Больше всего тех, кто не верит в эффективность для будущего трудоустройства и достойного заработка ни высшего, ни среднего специального образования в группе имеющих неполное среднее образование (41%).
|
«Мысль о том, что высшее образование необязательно для успешного построения карьеры, касается преимущественно сфер, так или иначе связанных с гуманитарными дисциплинами, и имеет два глобальных истока (для технических и инженерных специальностей ценность диплома сохранялась всегда):
В период с 2000 по 2020 год мы привыкли к условной стабильности. Сложности, конечно, случались, но возникали они нечасто и общество довольно легко адаптировалось к ним. Одна из главных составляющих былой стабильности — возможность выбирать место и способ заработка, страну, где хочешь отдыхать, фильмы в кинотеатрах и т.д. Во всем этом многообразии молодые люди были предоставлены сами себе — на рынке труда было много конкурентоспособных предложений, а частные компании интересовало не столько наличие диплома, сколько практический опыт, c которым приходил кандидат, или же его умение быстро погружаться в рабочие процессы. Параллельно с этим развивался интернет (а вместе с ним и блогерство), благодаря которому многие смогли получить не просто 60 секунд славы, обещанные Энди Уорхолом, но и доходы, сопоставимые с зарплатами топ-менеджеров крупных компаний.
В каком-то смысле нулевые и десятые годы можно сравнить с быстрым потоком: перед тобой открывалось много возможностей, но, чтобы воспользоваться ими, приходилось оперативно подстраиваться под внешнюю среду. При этом диплом о высшем образовании точно не был ключом от всех дверей. По-настоящему важным факт его наличия становился только при устройстве на госслужбу или при построении академической карьеры.
Государственным и академическим институтам, к которым относятся и вузы, в силу своих размеров, устоявшихся традиций и бюрократии потребовалось больше времени на адаптацию к быстро меняющейся среде. В итоге возникла ситуация, когда зарплаты в государственных и академических учреждениях оказались ниже, чем в частном бизнесе, а программы вузов стали серьезно отставать от запросов рынка. Ценность диплома о высшем образовании стремительно снижалась, а в обществе сложился стереотип, переломить который удалось только пандемии СOVID-19, санкциям и СВО.
Сложности последних трех лет привели к сокращению разнообразия вышеупомянутого потока и скорректировали представления о стабильности: если раньше она виделась в возможностях и праве выбирать, то сейчас регулярная зарплата и уверенность в завтрашнем дне намного ценнее перемен. За счет этого внимание вновь сместилось от «свободного рынка» к государственным институтам и госкомпаниям. А они, в свою очередь, продолжают требовать от соискателей диплом о высшем образовании».