МОСКВА, 08 августа 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, какие методы воспитания используют россияне.
Как воспитывали нас? |
Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Этому способствует множество факторов: популяризация различных воспитательных методик, появление детских и семейных психологов, стремительное развитие рынка детских товаров и услуг, ориентация в образовании на индивидуальные особенности ребенка, практики публичного осуждения некоторых мер воспитания, смена традиционных ролей в семье и другое. Но самое важное – изменилось информационное пространство, которое окружает и наполняет новыми смыслами и нормами отношений жизнь современных детей и их родителей. Несмотря на это основным методом воспитания остаются нравоучения и наставления, так воспитывали 62% наших сограждан их родители, три четверти современных родителей также его придерживаются (76%). Этот подход можно назвать универсальным, в детстве с ним столкнулись россияне из самых разных демографических групп, реже - жители села (52%) и россияне старшего возраста (55%).
Топ-5 методов, которые использовали родители опрошенных:
|
Каждого третьего в детстве ставили в угол (30%), мужчины сообщали о таком опыте, чаще, чем женщины (34% vs. 26%). В тройку популярных методов вошли также ограничения прогулок или просмотра телевизора (27%). Среди россиян старшего возраста с такими ограничениями в детстве сталкивались лишь 11%, а молодежь 18-34 лет отмечает этот вариант в 40-47% случаев. Это легко объясняется тем, что 60 лет назад телевизор был далеко не в каждом доме, а детские программы и мультики были большой редкостью. Физические наказания – шлепки, подзатыльники и наказание ремнем – присутствовали в детстве у пятой части россиян (20-21%). Таким методом чаще воспитывали мужчин (23-29% vs. 19-14% у женщин). В меньшей степени россияне в своем детстве сталкивались с лишением карманных денег – 11%, но молодые люди 18-34 лет говорят об этом чаще – 21-18%.
И как воспитываем мы? |
Современные родители воспитывают детей не так, как воспитывали их, но лидерство остается за устными методами – нравоучения, наставления (76%). Особое внимание им уделяют родители 45-59 лет (81%); те, у кого есть высшее образование (85%) и столичные родители (83%).
Топ-5 методов, применяемых современными родителями:
|
На втором месте, вытеснив наказание углом, сегодня методы ограничительного характера –ограничение гаджетов, телевизора и прогулок - 31% среди тех, у кого есть дети. Актуальность ограничительных мер выше у родителей несовершеннолетних детей (47%); родителей с высшим образованием (40%) и хорошим материальным положением (35%). Популярность таких мер сегодня легко объясняется разнообразием и доступностью детского контента и гаджетов. Если раньше о собственном телевизоре дети могли только мечтать, то сегодня смартфон или планшет есть у многих детей с раннего детства.
Мужчин и женщин в детстве воспитывали по-разному, по-видимому, к мальчикам относились более строго, к ним чаще применялись все перечисленные методы, но, прежде всего, наказание ремнем (в 2 раза чаще), лишение карманных денег (в 2 раза чаще), постановка в угол (в 1,3 раза чаще) и шлепки (в 1,2 раза чаще). При этом будучи родителями и отцы, и матери используют примерно одинаковые методы воспитания, а женщины даже чаще прибегают к шлепкам и подзатыльникам (14% vs. 11%). Однако те мужчины и женщины, у кого еще нет детей, видят воспитание по-разному, в этой группе мужчины гораздо чаще одобряют телесные наказания (13% vs. 5%), постановку в угол (33% vs. 13%) и ограничительные меры (51% vs. 36%). |
Угол в качестве метода воспитания используют 19% современных родителей, что в 1,6 раза реже по сравнению с тем, как воспитывали их. Те, у кого нет детей, говорят о допустимости подобного метода чаще других - 24%. Телесные наказания современные родители применяют намного реже: шлепки и подзатыльники используют 13% (реже в 1,5 раза по сравнению с тем, как воспитывали их), а ремень – 7% (реже в 3 раза). Молодые родители 18-24 лет сообщили, что вообще не используют данные методы. К лишению карманных денег обращаются 8% современных родителей, при этом в группе тех, у кого еще нет детей, использовать данный метод планируют 28%. Постепенно происходит уход от физических методов воспитания в сторону разговоров, убеждений и ограничений. Воспитательные модели становятся более гуманными, демократическими, приходит понимание, что насильственные методы не позволяют установить доверительных отношений с ребенком, поэтому подавляющее большинство родителей в наши дни, в первую очередь, опираются на разговоры.
Яблочко от яблони |
Несмотря на то, что в целом происходит изменение арсенала используемых методов воспитания, межпоколенческие практики передачи опыта воспитания детей внутри семьи остаются достаточно прочными. Если в детстве человек сталкивался с тем или иным методом воспитания, то он с большей вероятностью будет использовать его по отношению к своим детям. Те россияне, кого воспитывали через нравоучения, применяют их к своим детям в 92% случаев (vs.76% от всех родителей). Столкнувшиеся в детстве с ограничениями телевизора или прогулок выбирают данный метод по отношению к своим детям в два раза чаще (62% vs. 31% от всех родителей). Подобный тренд распространяется и на другие методы воспитания: если человека ставили в угол или давали подзатыльники, то он будет делать также – 42-40%, что в 2-3 раза выше в сравнении со всеми опрошенными родителями (19-13%). Наказание ремнем повышает вероятность применения данного метода к своим детям в 3,5 раза (25% vs. 7%), а лишение карманных денег – в 5 раз. Если в детстве человека «наказывали рублем», он будет поступать также, воспитывая своих детей, в 43% случаев (vs. 8% от всех родителей). Эти усвоенные в детстве практики воспитания не только реализуются в собственном родительском поведении, они формируют представления о воспитании в целом. Даже те, у кого еще нет детей, чаще выбирают и одобряют именно те методы, которыми воспитывали их самих.
«В ХХ веке во всем мире произошли важные изменения, вызванные улучшением качества жизни и медицины, каждый рожденный ребенок получил почти стопроцентный шанс дожить до совершеннолетия. Эти изменения привели к тому, что в России в начале XXI века случилась так называемая родительская революция (в Европе и Америке она состоялась в 1980–1990-е годы), представления о родительстве и детстве достаточно серьезно изменились: