МОСКВА, 14 ноября 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного ко Дню социолога в России.
14 ноября в России пока неофициально отмечается День социолога. Дата была учреждена в 1994 г. и приурочена к открытию Русской высшей школы общественных наук в Париже 14 ноября 1901 г. При ней функционировал один из первых в мире социологических факультетов. Несмотря на давнюю традицию, широкую известность профессия социолога среди россиян приобрела относительно недавно (с 1987–1988 гг.) — с приходом в жизнь общества массовых регулярных опросов общественного мнения. Они и являются на сегодняшней день ключевой ассоциацией, маркером социологической профессии для обывателя. В связи с этим ВЦИОМ узнал у россиян, что они думают об опросах общественного мнения.
Опросы: интересно, но сомнительно?
Абсолютное большинство россиян убеждены в том, что опросы общественного мнения нужны (86%), и около половины опрошенных заявляют о безусловной необходимости опросов (46%). При этом на протяжении четырнадцати лет замеров абсолютный минимум данного показателя пришелся на 2013 год и составил 69%, а максимум — на 2018 г. (91%). Мнения о том, что опросы общественного мнения не нужны, придерживаются 11% опрошенных, однако какой-либо социально-демографической специфики данной аудитории не прослеживается.
Кроме того, в течение четырнадцати лет ВЦИОМ отслеживает Индекс интереса россиян к социологическим опросам, который на протяжении последних трех лет (2017-2019 гг.) свидетельствует о наиболее высоком уровне интереса со стороны населения к опросам в сравнении с предыдущими периодами.
Другой Индекс демонстрирует уровень доверия со стороны населения опросам общественного мнения. Его показатели уже гораздо скромнее, что свидетельствует об осторожном отношении россиян к результатам опросов, с которыми они сталкиваются. Абсолютный минимум уровня доверия к социологическим опросам был зафиксирован в прошлом году и составил 12.п.п., а наиболее высокий приходился на начальный период замера — 2005 г. (43 п.п.). Несмотря на падение данного Индекса в 2018 г., сегодня уровень доверия постепенно стабилизируется, составляя 21 п.п., что почти вдвое выше по отношению к предыдущему замеру.
Если говорить об абсолютных показателях, то уверенность в том, что социологические опросы отражают действительные мнения граждан, декларируют 64% опрошенных — чаще всего это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (69%). Об обратном говорит треть россиян, чаще – респонденты от 25 до 34 лет (36%).
Соцопросы: эффективно и модно
Относительно роли опросов общественного мнения среди россиян существует устоявшееся мнение о том, что (1) они помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе или стране в целом для того, чтобы власти могли учесть это мнение в решении проблем (74%); (2) результаты опросов используются разными категориями ответственных лиц (политиками, предпринимателями, органами власти) для повышения эффективности своей деятельности (59%); (3) опросами общественного мнения занимаются преимущественно ученые, и делают они это для научного познания общества (58%).
Наряду с этим в последние два года нарастает и относительно новая тенденции восприятия опросов общественного мнения — россияне все чаще считают, что на опросы никто не обращает серьезного внимания и вся эта деятельность является просто модным трендом (54% в 2019 г. и 32% в 2008 г.).
*Индекс интереса к социологическим опросам показывает, насколько россиянам интересны социологические опросы. Чем выше значение индекса, тем выше интерес к опросам. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, нужны» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее нужны» коэффициент 0,5, ответу «скорее не нужны» коэффициент -0,5, ответу «безусловно, не нужны» коэффициент -1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.
**Индекс доверия социологическим опросам показывает, как россияне оценивают точность отражения соцопросами общественного мнения. Чем выше значение индекса, тем выше уверенность в объективности опросов. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, отражают» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее отражают» коэффициент 0,5, ответу «скорее не отражают» коэффициент -0,5, ответу «безусловно, не отражают» коэффициент -1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.