МОСКВА, 4 декабря 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян о волонтерстве.
Волонтер — это… |
Роль волонтерства в современном мире трудно переоценить. Благодаря усилиям тех, кто готов бескорыстно отдавать свои время и энергию на решение социально значимых проблем, наше общество становится более сплоченным и справедливым. Волонтерство также создает связи и платформы для гражданского участия. Ассоциации россиян со словом «волонтерство» преимущественно положительные. Оно ассоциируется прежде всего с помощью, участием и заботой (42%), с позитивным восприятием в целом (18%), со свободной и бескорыстной деятельностью, которая основана на альтруизме (11%), с искренностью, заботой, любовью, милосердием (10%), а сами волонтеры и их труд вызывают уважение, гордость и восхищение (7%), идея добровольной помощи связывается с инициативой и самоотверженностью (6%). Текущая повестка также нашла отражение в ответах: 5% связывают волонтерскую деятельность с СВО, помощью мобилизованным. Полученный ассоциативный ряд указывает на то, что волонтерство воспринимается как деятельность, основанная на добровольном желании помогать другим, проявлять заботу и ответственность, приносить пользу обществу.
Волонтерство: вчера и сегодня |
Рост волонтерской активности в обществе может быть связан с ростом уровня информированности и образованности граждан, то есть идти изнутри, а может быть обусловлен внешними, как правило, кризисными ситуациями, мобилизующими общественный ресурс. Сегодня восемь из десяти россиян отмечают, что люди стали заниматься волонтерской деятельностью больше, чем 10-15 лет назад (81%). Этот показатель максимален за время измерений с 2018 г. (67%). Но заметный рост пришелся на последние два года, с 2021 г. (72%) показатель вырос на 9 п.п. Можно предположить, что причина — рост солидарности и активизация гражданской активности в российском обществе на фоне СВО. Только 5% россиян считают, что люди стали меньше вовлекаться в волонтерский труд (−6 п.п. к 2018 г.). Еще 9% отметили, что ничего не изменилось.
|
Давайте посчитаем |
Еще один критерий того, что волонтерство действительно набирает популярность, — наличие в окружении россиян знакомых и друзей, занимающихся волонтерским трудом. Такие знакомые есть больше чем у половины наших сограждан — 57%, это максимум за пять лет (2018 г. — 47%, 2019 г. — 36%, 2020 г. — 34%, 2021 г. — 37%). Причем только за последние два года показатель вырос в полтора раза. Вероятнее всего, это обусловлено активным участием населения в практиках помощи участникам СВО и членам их семей.
|
У россиян, лично знакомых с волонтерами, в окружении их насчитывается в среднем 9 человек. В предыдущие годы показатель был ниже: в 2018 г. — 5 человек, в 2019 г. и 2021 г. — по 6 человек. Более высокое значение было отмечено в пандемийный 2020 г. — 8 человек. Тогда в обществе наблюдался всплеск волонтерской помощи пожилым людям и другим уязвимым категориям граждан.
Чтобы сделать мир лучше! |
Люди проявляют интерес к волонтерской деятельности по самым разным причинам. Сегодня россияне связывают волонтерскую деятельность преимущественно с мотивом самоосуществления — желанием чувствовать себя полезным (54%, +8 п.п. к 2018 г.), быть причастным к решению общих проблем (31%, +4 п.п. к 2020 г.), реализовать свои убеждения, ценности (19%, +6 п.п. к 2018 г.). Ретроспективный анализ показывает, что в последние пять лет мотив самоосуществления в волонтерской деятельности стал более актуальным, россияне чаще стали связывать труд волонтера именно с ним. Косвенно это свидетельствует о росте позитивного восприятия волонтерства в целом.
Еще один мотив — развитие компетенций и навыков: желание реализовать свои инициативы (16%, −5 п.п. к 2021 г.), получить дополнительные знания (8%, −7 п.п. к 2018 г.) или профессиональный опыт (8%, −7 п.п. к 2018 г.). За время наблюдений с 2018 г. роль этого мотива в общественном мнении снижалась.
Часть россиян связывают волонтерскую деятельность с мотивом социальной активности — желанием жить интересной жизнью (12%, −11 п.п. к 2018 г.), завести друзей (11%, — 9 п.п. к 2018 г.), а также с мотивом «выгоды» — возможностью получить полезные связи (7%, −3 п.п. к 2018 г.) или поощрение в виде приглашений на мероприятия или поездки (4%, −5 п.п. к 2018 г.). Оба этих мотива за пять лет стали реже ассоциироваться с трудом волонтера. Иными словами, волонтеры в представлениях наших сограждан становятся все более альтруистичными.