МОСКВА, 22 июня 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к публикации в СМИ материалов, компрометирующих политиков и бизнесменов; какие скандалы и «компроматы» последнего времени привлекли наибольшее внимание.
К практике «компроматов» почти половина россиян (46%) относится отрицательно, т. к. там содержится много непроверенной и предвзятой информации; несколько меньше тех (39%) , кто относится положительно, поскольку общество заинтересовано узнать больше о жизни политиков и бизнесменов.
Материалам СМИ, содержащим «компромат», не доверяют более половины опрошенных – 55% (в том числе 15% безусловно). Тогда как 34% респондентов склонны доверять подобным публикациям и выступлениям.
Среди последних информационных войн, основанных на появлении компрометирующих материалов в СМИ, россияне чаще других вспоминают «дачное дело» бывшего премьер-министра М. Касьянова (35%). Немало оказалось и тех, кто хорошо помнит дело рядового Андрея Сычева и связанную с ним критику деятельности Министра обороны С. Иванова (23%). Меньше внимания привлекли скандал, связанный с обвинениями в ксенофобии руководства партии «Родина» (19%); дело бывшего министра атомной энергетики Е. Адамова (19%); скандалы вокруг Олимпийских игр, связанные с именами Л. Тягачева и В. Фетисова (15%), а также информационная война против В. Путина и других руководителей страны в западных СМИ (12%).
«Война компроматов» стала неотъемлемой чертой современной политической жизни в России, – считают 69% респондентов. Не согласны с ними 15% опрошенных, полагающих, что это примета давно прошедшего времени.
У россиян нет общего мнения по вопросу о том, можно ли избежать того, что крупный бизнес с помощью «компроматов» пытается влиять на правительство страны и отдельных министров. Считают, что этому должен быть положен конец,а интересы бизнеса должны быть полностью отделены от интересов государства и государственных чиновников, 45% респондентов. Практически столько же опрошенных, 43%, полагают, что попытки крупного бизнеса оказывать влияние неизбежны, так как правительство страны слишком тесно связано с интересами бизнес-структур.