МОСКВА, 23 апреля 2018 г. VIII Грушинская социологическая конференция «Социолог 2.0: трансформация профессии» собрала около 700 участников из более чем из 70 российских городов и 11 стран.
В этом году дискуссия была посвящена трансформации профессии социолога в информационном обществе и онлайн-опросам, влиянию гражданской позиции социолога на его работу, проверке на прочность электоральных прогнозов, особенностям работы социологов с «большими данными» (Big Data), необходимости взаимодействия с представителями смежных профессий - маркетингом, IT, PR, дизайном и другими отраслями.
Организаторами конференции в этом году стали ВЦИОМ и Финансовый университет при Правительстве России при поддержке генерального спонсора «Глобал Социум Консалтинг» (GSC), а также официальных спонсоров компаний OMI (Online Market Intelligence) и SimpleForms.
В рамках секции, посвященной точности электоральных прогнозов и их будущему «Каша из топора: комбинируем методы для повышения точности», выступила президент Всемирной ассоциации исследователей общественного мнения (WAPOR) Клер Дюранд. Она рассказала об особенностях российских электоральных исследований на примере выборов президента в марте 2018 года. По словам Дюранд, в России есть принципиальное отличие в измерении доверия государственным институтам, где его никак нельзя объединить в одну шкалу с доверием президенту. Традиционно лидеру нашей страны доверяют значительно больше, чем, к примеру, правительству. Тогда как в западных странах уровень доверия лидеру страны как правило совпадает с доверием госинститутам.
О будущем электоральных прогнозов речь шла на секции «Прогнозы из опросов: работающий метод или гадание на кофейной гуще?». По словам директора по технологиям ФОМ Алексея Чурикова, электоральные прогнозы по нынешним методикам хорошо работают в стабильной политической ситуации, однако сейчас мы наблюдаем значительные изменения: после президентских выборов очевидно изменятся электораты ЛДПР и КПРФ, с появлением новых кандидатов продолжится «перетекание» электората. «Мы рассчитываем, что нынешняя прогнозная модель работать перестанет», - отметил он. Ему возразила руководитель практики мониторинга и прогнозирования ВЦИОМ Юлия Баскакова. По ее мнению, российские прогнозы занимают высокое место в мире по точности. Если в США полстеры даже не пытаются предсказать явку, то в России это один из ключевых вопросов, влияющих на исход выборов. Если задачей американских коллег было предсказать, кто из кандидатов победит – Трамп или Клинтон, то в нашей стране полстерам предстояло выяснить, каким будет результат каждого из кандидатов, этим, в частности, обусловлено использование больших выборок (3 тысячи респондентов и больше) по сравнению с США, где опрашивают 1,5 тысячи. Секции, посвященные комбинированию методик и прогнозированию, – это ключевые направления научно-методических разработок ВЦИОМ.
Об общественной роли социологов, которая меняется с каждым новым поколением профессионалов, говорили на секции «Социолог для общества и себя самого». Глава компании GFK-Русь Александр Демидов говорил о том, что если в достоверности социологических опросов сомнений нет, то в интерпретации данных всегда возникает вопрос: может ли социолог, который находится внутри общества, а не вне его, избежать влияния идеологии и политики в интерпретации данных? – Очевидно, что нет. Однако профессионал не должен превращаться в пропагандиста, это одна из главных его задач.
Об использовании «больших данных» в социологии в проекте «Здрав.ФОМ» рассказала управляющий директор ФОМ Лариса Паутова на секции «Коммуникационный research: компетенция исследователя». Успехами проекта “ThinkWithGoogle” поделилась руководитель аналитического отдела Google Russia Ксения Бродская.
Плюсы и минусы онлайн-опросов обсуждали в рамках двух секций, посвященных развитию интернет-исследований. На секции «Интернет-опросы: конфликт цивилизаций или рождение парадигмы социальной физики» руководителя практики социальных и коммуникационных исследований ВЦИОМ Кирилла Родина главный эксперт практики Наталья Даудрих рассказала о том, что среди «чувствительных» тем респонденты онлайн легче говорят о домашнем насилии, своих болезнях, экономических трудностях. Однако есть тема, которую респонденты не готовы честно обсуждать ни онлайн, ни по телефону, ни в личном интервью – это коррупция. В среднем, онлайн опросы на 10% точнее телефонных по так называемым «социально одобряемым ответам». Еще одна секция, посвященная онлайн фокус-группам под руководством ведущего аналитика практики социальных и коммуникационных исследований ВЦИОМ Марии Макушевой собрала более 200 слушателей.
В ходе Грушинской конференции Ассоциация региональных исследователей «Группа 7/89» организовала встречу коллег из стран СНГ, на которой обсуждались возможности и перспективы международного сотрудничества. Тематические дискуссии по материалам международных исследований на постсоветском пространстве развернулись на секции «Северная Евразия как социальное пространство: социологическое измерение разнообразия и интеграции», организованной исполнительным директором Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор» Игорем Задориным и ведущим научным сотрудником ИСПИ РАН Игорем Селезневым.