Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Эрик Романенко/ТАСС
Образование

В преддверии ЕГЭ-2023: взгляд студентов

Большая часть студентов первых-третьих курсов российских вузов находят в Едином госэкзамене (ЕГЭ) больше достоинств, чем недостатков.
Фото:
Коротко о главном
  • Главными преимуществами ЕГЭ, по мнению студентов 1-3 курсов, являются типовые задания, возможность подготовиться заранее (14%), большой выбор вузов для поступления (11%) и объективность оценивания (8%).
  • 59% согласны с тем, что ЕГЭ предоставляет всем выпускникам равные возможности, не согласны - 36%.
  • Результаты ЕГЭ позволили 65% недавним выпускниками поступить именно в тот вуз, где они изначально хотели учиться.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Главными преимуществами ЕГЭ, по мнению студентов 1-3 курсов, являются типовые задания, возможность подготовиться заранее (14%), большой выбор вузов для поступления (11%) и объективность оценивания (8%).
  • 59% согласны с тем, что ЕГЭ предоставляет всем выпускникам равные возможности, не согласны - 36%.
  • Результаты ЕГЭ позволили 65% недавним выпускниками поступить именно в тот вуз, где они изначально хотели учиться.

МОСКВА, 25 мая 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты всероссийского интернет-опроса студентов 1-3 курсов о Едином государственном экзамене (ЕГЭ), проведенного совместно с Российским союзом молодежи.

Зачем нужен ЕГЭ?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) служит одновременно и выпускным экзаменом из школы, и вступительным в вуз уже 15 лет. Как показал опрос студентов 1-3 курсов российских вузов, недавние выпускники школ воспринимают ЕГЭ прежде всего как вступительный экзамен в вуз, имеющий неоспоримые преимущества: большой выбор вузов (11%), понятная процедура подготовки (14%), объективность оценивания (8%), снижение экзаменационной нагрузки и равные условия для поступления (по 7%). В совокупности это дает возможность и заранее выбрать вуз/вузы, и подготовиться к нужным экзаменам, а значит, поступить туда, куда хочется. Это подтверждают и данные исследования: результаты ЕГЭ позволили 65% недавним выпускниками поступить именно в тот вуз, где они изначально хотели учиться, 21% —  в запасной вариант, а 9% — в вынужденный.

  • Чаще поступить в желаемый вуз удается тем, кто изначально подавал документы в один-два вуза (75% vs. 57% среди тех, кто подавал документы в большее количество вузов).
  • Более четверти тех, кто подавал документы в три вуза и более, отмечают, что учатся в вузе, который был для них запасным вариантом (29% vs. 12% среди выбирающих из одного-двух вузов). Это значит, что возможность подачи документов в несколько вузов повышает шансы на поступление, стратегия «запасного варианта» оказывается достаточно успешной.

 

Равенство шансов

Большая часть самих выпускников согласны, что ЕГЭ справляется со своей главной задачей – обеспечением абитуриентам из разных регионов России равных возможностей поступления в любые высшие учебные заведения страны (59%). Это мнение чаще разделяют обучающиеся в сфере математических, естественных и технических наук (по 62%) и те, кто обучается в «желаемом» вузе (куда хотелось поступить) – 64%.

Треть опрошенных придерживаются обратной точки зрения: они сомневаются, что ЕГЭ предоставляет равные возможности, в том числе для выпускников из удаленных регионов, поступить в престижные и/или столичные вузы (36%). Эта позиция ближе студентам, обучающимся на коммерческой основе (41%), а также студентам, изучающим общественные и гуманитарные науки (39%).

Примечательно, что среди тех студентов, кто переехал учиться в другой регион, и тех, кто остался учиться в вузе в том же регионе, где обучался в школе, существенной разницы во взглядах по этому вопросу нет (считают, что ЕГЭ обеспечивает равные возможности для поступления, 61% и 58% соответственно).

Образовательная мобильность

Одна из целей ЕГЭ — предоставление абитуриентам возможности участвовать в нескольких вступительных конкурсах одновременно, это могут быть как разные специальности одного вуза, так и разные вузы. Очевидно, что такие возможности влияют на образовательную мобильность выпускников школ. Опрос показал, что более четверти опрошенных (28%) обучаются в вузе не в том регионе, где закончили школу, из них 92% указали причиной смены региона - поступление в вуз. Обучающиеся на бюджетной основе в полтора раза чаще получают образование в другом регионе, чем «коммерческие» студенты (31% vs. 21%).

Возможность подачи документов сразу в несколько вузов, которую предоставляет ЕГЭ, также активно используется выпускниками: только четверть выпускников подают документы в один вуз (24%), остальные —  в два и более (73%), в том числе 20% — сразу в пять вузов.

  • Стратегии выбора вуза имеют свои особенности: 
  • Один вуз чаще выбирали те, кто сейчас обучается на платной основе (34% vs. 20% среди «бюджетников»), косвенно это может указывать на тот факт, что, отказавшись от подачи документов в несколько вузов, снижается шанс прохождения конкурса на бесплатное обучение. 
  • Более четверти учащихся в другом регионе (29%) подавали документы в пять вузов.

 

Отменять ли ЕГЭ?

У ЕГЭ есть свои плюсы и минусы. По мнению самих недавних выпускников школ, основные трудности в сдаче ЕГЭ —  это сложность заданий (17%), психологическая нагрузка (16%), строгость контроля за проведением экзамена (8%) и сомнения в способности ЕГЭ показать реальные знания ученика (8%). Несмотря на эти сложности, доля тех, кто выбирает ЕГЭ, среди наших респондентов заметно превысила долю тех, кто предпочел бы сдавать вступительные экзамены отдельно (57% против 33%). А значит, существующие сложности не умаляют значения ЕГЭ как экзамена, дающего равные шансы абитуриентам для поступления в желаемый вуз.

  • Среди тех, кто поступил в желаемый вуз, процент предпочитающих ЕГЭ достигает 64% (vs. 55% среди поступивши х в «запасной» вуз, )

 

4-15 апреля 2023 г.

Всероссийский интернет-опрос студентов 1-3 курсов проведён ВЦИОМ совместно с РСМ

1332 опрошенныхТип выборки: случайная (1182 респондента), с квотированием на последнем этапе отбора по результатам ЕГЭ (150 респондентов).

Метод —  всероссийский  интернет-опрос по целевой выборке с применением квот

-

-

В целом за что бы Вы похвалили ЕГЭ, какие преимущества для учеников он предоставляет?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Понятные/ типовые задания/ доступность заданий в интернете/ возможность выучить, подготовиться

14

Большой выбор ВУЗов для поступления (в т.ч. в других регионах)/ возможность одновременной подачи документов в несколько

11

Объективность оценивания/ выявление реальных знаний/ прозрачность/ честность

8

1 экзамен и выпускной, и вступительный сразу/ быстрая сдача

7

Равные условия для всех при поступлении

7

Больше возможностей для поступления/ лёгкость/ простота поступления

6

Единая система/ формат/ стандарт для всех

3

Большой охват знаний/ глубина изучения предметов/ повторение ранее пройденного материала/ систематизация знаний

3

Ответственность/ упорство при подготовке к сдаче/ дисциплина/ мотивация

3

Большой опыт/ преодоление стрессовых ситуаций

2

Удобство при подаче документов в ВУЗ/ дистанционно

2

Никаких преимуществ нет

3

Другое

2

Затрудняюсь ответить

47

Какое окончание предложения наиболее точно описывает Вашу ситуацию поступления в вуз? «Вуз, в который я поступил – это то учебное заведение, в котором мне …»

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Больше всего хотелось учиться, мой основной вариант

65

Хотелось учиться, но в меньшей степени, мой запасной вариант

21

Не хотелось учиться, вынужденный вариант

9

Затрудняюсь ответить

5

В целом Вы согласны или не согласны с утверждением, что ЕГЭ предоставляет всем выпускникам равные возможности, в том числе из удаленных регионов, поступить в престижные и/или столичные вузы?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Бюджетная (бесплатное обучение) основа обучения

Коммерческая (платное обучение) основа обучения

Точно согласен(-а)

19

29

13

18

22

Скорее согласна(-а)

40

39

40

43

32

Скорее не согласен(-а)

24

17

29

24

25

Точно не согласна(-а)

12

10

13

10

16

Затрудняюсь ответить

5

5

5

5

5

В целом Вы согласны или не согласны с утверждением, что ЕГЭ предоставляет всем выпускникам равные возможности, в том числе из удаленных регионов, поступить в престижные и/или столичные вузы?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

 

Все опрошенные

Какое окончание предложения наиболее точно описывает Вашу ситуацию поступления в вуз? «Вуз, в который я поступил – это то учебное заведение, в котором мне …»

Больше всего хотелось учиться, мой основной вариант

Хотелось учиться, но в меньшей степени, мой запасной вариант

Не хотелось учиться, вынужденный вариант

Затрудняюсь ответить

Точно согласен(-а)

19

24

12

8

19

Скорее согласна(-а)

39

40

42

31

39

Скорее не согласен(-а)

24

21

28

36

24

Точно не согласна(-а)

12

11

13

18

12

Затрудняюсь ответить

6

4

5

7

6

В настоящее время Вы учитесь и проживаете в том же регионе (крае/ республике), где закончили школу, или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Бюджетная (бесплатное обучение) основа обучения

Коммерческая (платное обучение) основа обучения

Учусь в том же регионе

69

72

67

67

74

Учусь в другом регионе

28

25

30

31

21

Учусь дистанционно (заочно), приезжаю только на сессию

2

2

3

2

4

Затрудняюсь ответить

1

1

0

0

1

Что стало для Вас основной причиной переезда в другой регион?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Учеба - поступил(-а) в вуз

92

95

91

Личные (семейные) обстоятельства

6

4

7

Работа

0

1

0

Затрудняюсь ответить

2

0

2

В какое количество вузов Вы подавали документы на зачисление после окончания школы?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Бюджетная (бесплатное обучение) основа обучения

Коммерческая (платное обучение) основа обучения

Один

24

31

20

20

34

Два

20

18

21

20

20

Три

23

20

24

24

20

Четыре

10

11

10

12

8

Пять

20

17

22

22

15

Затрудняюсь ответить

3

3

3

2

3

В целом за что бы Вы поругали ЕГЭ, какие недостатки ЕГЭ Вы бы отметили?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Несоответствие школьной программы и ЕГЭ/ сложность заданий

17

Сильный стресс у учеников/ большая психологическая нагрузка/ давление

16

ЕГЭ - не показатель реальных знаний

8

Безумный контроль/ жесткие условия на сдаче/ камеры/ напряжённая атмосфера

8

Зазубривание материла/ не даёт реальных знаний/ нигде не пригодятся данные знания

5

Некорректные формулировки/ ответы в заданиях ЕГЭ

5

Преувеличенная значимость/ серьёзность этого экзамена/ запугивание учеников

5

Варианты разных уровней сложности/ это нечестно/ лотерея

5

10-11 классы нацелены только на сдачу ЕГЭ/ натаскивание на сдачу/ не учатся дети

4

Нет возможности проявить свои творческие навыки/ написание по шаблону/ шаблонность мышления

4

Некачественная/ необъективная оценка

3

Без репетиторов невозможно сдать ЕГЭ/ трата денег на репетиторов/ в школе плохая подготовка

3

Есть варианты списывания/ подтасовывания ответов/ вариантов

2

Однотипные задания

2

Большой объем заданий/ необходимых знаний

2

Есть регионы, где задания легче/ сдать легче

2

Время написания

2

Затрудняюсь ответить

39

Если бы у Вас был выбор поступать в вуз только на основании результатов ЕГЭ или только на основании вступительных экзаменов в вузе (то есть ЕГЭ бы не учитывался), Вы бы выбрали…

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Бюджетная (бесплатное обучение) основа обучения

Коммерческая (платное обучение) основа обучения

ЕГЭ – и как выпускной, и как вступительный

57

63

53

58

53

Не ЕГЭ, а отдельные выпускные и вступительные экзамены

33

28

36

30

38

Затрудняюсь ответить

10

9

11

12

9

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07