МОСКВА, 16 февраля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, сколько россиян знают о метавселенных и в чем видят пользу и вред от их создания.
Каждый десятый россиянин сообщил, что знаком с понятием метавселенной (10%), мужчины в два раза чаще женщин сообщали о своей осведомленности (15% vs 7%). Каждый пятый слышал термин, но не понимает его (23%). Впервые услышали о метавселенных во время опроса 67% россиян.
Более четверти опрошенных заявили, что им было бы интересно побывать в метавселенной в качестве своей цифровой копии (27%). Среди молодежи 18-24 лет такое желание выразили половина опрошенных (56%). О том, что им неинтересно, сообщили 69% опрошенных.
Россияне, знающие о метавселенных, чаще говорили, что им было бы интересно попасть в виртуальную среду, по сравнению с теми опрошенными, которые не понимают этот термин или впервые его слышат (39%, 29% и 24% соответственно).
По мнению 37% граждан, от создания метавселенных будет больше вреда, чаще так считают 35-44-летние (45%). О преимущественной пользе сообщили 9%, чаще — молодые люди 18-24 лет (23%). Каждый пятый опрошенный выразил мнение, что создание метавселенных принесет пользу и вред в равной мере (19%), 18% полагают, что от этого явления не будет ни вреда, ни пользы.
Россияне, заявляющие о пользе метавселенных, считают так, потому что они предоставляют больше возможностей для общения (14%), расширяют кругозор (13%), упрощают поиск информации и свидетельствуют о техническом прогрессе (по 8%).
Граждане, уверенные во вреде создания метавселенных, чаще обосновывают это опасностью ухода от реальности (37%). Такого мнения чаще придерживаются 35-44-летние (49%), жители Москвы и Санкт-Петербурга и активные потребители интернета (по 46%), а также россияне с неполным и полным высшим образованием (45%). Каждый десятый видит опасность цифровых вселенных в отсутствии живого общения (11%) и деградации (9%).
«Перспективы создания метавселенных одновременно и манят, и пугают. Ожидаемые позитивные эффекты связаны с открывающимися в разных сферах новыми возможностями. Заманчивым является создание своего цифрового аватара, активно участвующего благодаря искусственному интеллекту на совещаниях и переговорах (пока он работает над другой задачей или, например, покоряет Гималаи). Уже сегодня философы обсуждают вопросы «жизни после смерти» в социальных сетях – и перспективы создания цифровых двойников приближают к исполнению мечты о «вечной жизни». Кардинальная трансформация рынка труда и бизнес-процессов – не такое уж далекое будущее, если обещания крупнейших цифровых гигантов станут реальностью.
В то же время вероятность снижения интенсивности коммуникаций, атомизации, снижения социальной активности в реальных средах в случае создания параллельной цифровой вселенной действительно велика. Конструирование виртуальных миров, способных изменить жизнь большинства людей, должно осуществляться с учетом существующих гуманитарных рисков и возможных негативных эффектов, способных привести к разбалансировке социальных систем».