МОСКВА, 16 августа 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, проведенного в рамках спецпроекта с KP.RU и посвященного смертным грехам и отношению общества к ним.
Унывать или нет? |
В христианстве уныние (под разными названиями в разных конфессиях) входит в число семи смертных грехов. Богословы трактуют его в рамках религиозных текстов, а современные ученые дают светские интерпретации, почему люди унывают и к чему это может привести. Нет единого взгляда на уныние и среди россиян: 40% считают, что иногда унывать можно, это часть наших эмоций, а большинство (55%) считают, что нельзя давать себе унывать, лучший способ избежать уныния — заниматься делами. Чем старше россияне, тем чаще они выступают против уныния (37% среди 18-24-летних и 64% в группе 60+): в группе до 25 лет считают уныние нормальным 61%, что в два раза больше, чем в старшей когорте (28%). Такие различия обусловлены, возможно, тем, что в последние годы в обществе стало популярным говорить об эмоциях, посещать психолога, вырос уровень «психологической грамотности». В то же время такие различия можно интерпретировать и по-другому: поколение современной молодежи больше ориентировано на ценности индивидуализма, больше сосредоточены на себе, своих эмоциях. А люди старшего поколения, получившие воспитание в советское время, ориентированы скорее на коллективные ценности.
В отношении к унынию прослеживается гендерная специфика (женщины более лояльны к унынию — 44% vs. 35% среди мужчин), влияет и место проживания. Горожане в целом чаще воспринимают уныние как часть наших эмоций (Москва, Санкт-Петербург – 48%, города-миллионники – 46%, 500-950 тыс. чел. - 39%, 100-500 тыс. чел. - 45%, до 100 тыс. чел. – 40%, vs. 29% среди сельчан), а жители села в основном полагают, что унывать нельзя, лучший способ избежать уныния — заниматься делами (64%).
|
Почему мы унываем? |
Как показал опрос, среди россиян уныние оказалось достаточно распространено: с разной периодичностью унывают больше половины (60%), в том числе постоянно находятся в унынии 3%, несколько раз в месяц и чаще — 12%, а 45% — несколько раз в полгода и реже. Никогда не бывают в унынии 38% наших соотечественников. Женщины унывают чаще мужчин (постоянно или часто 20% vs. 10% мужчин), а молодежь — чаще других возрастных групп (в общей сложности среди 18-24-летних унывают 84% vs. 60% среди всех россиян, 51% в группе 60+). Причем каждый третий молодой человек до 25 лет находится в унынии постоянно или часто (31%), а чем старше россияне, чем реже они сталкиваются с подобными эмоциями (45% в группе старше 60 лет никогда не унывают vs. 16% в группе 18-24 лет).
В числе других ощутимых факторов уныния — материальное положение: «бедные» унывают чаще «богатых». Всегда или часто находятся в унынии 33% опрошенных с плохим материальным положением, это в три раза больше, чем доля унывающих россиян с хорошим материальным положением — 11%.
|
Чаще всего причиной уныния становится неудовлетворенность какими-либо аспектами жизни, проблемы личного характера, семейные или бытовые (18% от числа тех, кто унывает), финансовые трудности (16%), сложности в работе (12%), у молодежи до 25 лет в учебе (13%), а также собственное здоровье (11%), неудачи или стресс (по 5%). Вторая группа причин — внешние факторы, прежде всего речь идет о ситуации в стране — СВО (10%), политическая обстановка (8%), нестабильность, страх перед будущим (5%), рост цен (4%). Часть отметили, что причиной уныния являются переживания, связанные с семьей, окружением — смерть родных или близких, волнения за детей или внуков (по 4%), а также болезнь близких (3%).
Почему не следует унывать |
Анализ ответов на специальный открытый вопрос позволил сформулировать основные версии понимания, что плохого может быть в унынии:
- уныние мешает жить активной, полной жизнью, лишает интереса к жизни (16%);
- уныние может разрушить человека, буквально лишить его жизни (11%);
- лишая позитива, уныние открывает дверь негативу: негативным мыслям, поступкам (8%);
- уныние лишает естественных радостей жизни (3%);
- уныние нарушает взаимодействие и общение с миром (2%).