МОСКВА, 5 октября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного ко Дню учителя.
Доброта, порядочность, любовь к детям |
Трудно переоценить роль учителя в жизни подрастающего поколения. Выступая одним из важнейших агентов социализации, они принимают активное участие в развитии интеллектуального потенциала молодежи, ее воспитании, формировании нравственных идеалов и подготовке к вступлению во взрослую жизнь. Какой он, хороший школьный учитель глазами россиян? За полгода общественное мнение по этому вопросу претерпело изменения — фокус сместился с профессиональных на личностные качества этой профессиональной группы. Если в феврале текущего года рейтинг главных качеств учителей возглавляла образованность, компетентность, эрудиция (23%), то сегодня доброта и уважение к детям (32% vs. 19% к данным II.2022). На втором месте порядочность, справедливость и объективность — их назвали четверть опрошенных (25%). Далее с небольшим отрывом следует любовь к детям (21%) и образованность (20%). Заметно чаще россияне стали ценить в учителях грамотность, разносторонность (18% vs. 9%) и внимательность, чуткость к детям (16% vs. 6%). В том, что учитель — призвание, по-прежнему убежден каждый седьмой (15%).
В представлениях молодежи и старшего поколения образ хорошего педагога видится по-разному. Граждане 60 лет и старше ставят на первый план любовь к детям (32%) и справедливость (30%), а 18–24-летние — доброту и уважение к учащимся (45%). Треть молодых россиян также назвали внимательность и душевность, что вдвое выше показателей по выборке в целом (31% vs. 16% среди россиян в целом). В то же время мнение «учитель — это призвание» они почти не разделяют (4% vs. 15% среди всех опрошенных). |
Престижность и доходность профессии |
За пять лет престиж профессии учителя в российском обществе вырос — положение педагогов в обществе граждане в среднем оценили на 3,19 баллов из 5 возможных (+ 0,33 балла к значениям 2017 г.). Показатель одинаково высок как среди молодежи 18–34 лет (3,28–3,24 баллов), так и среди представителей старшего поколения 60+ лет — 3,25 баллов. Чем выше уровень образования, тем ниже оценивается статус профессии педагога: среди россиян с неполным средним образованием балл составил 3,85, среди высокообразованных — 2,89. Сами работники сферы образования и науки оценивают эту профессию на 2,94 баллов.
Идентичный уровень престижности в России и у другой социально значимой профессии — врачей. По данным июньского опроса ВЦИОМ, средний балл оценки россиянами положения врача в обществе составил 3,19. |
Наряду с ростом престижности улучшились и общественные представления о доходности профессии учителя — в среднем ее оценили на 2,73 балла из 5 возможных (2,33 в 2017 г.). Эта профессия выглядит более высокооплачиваемой в глазах старшего поколения (3 балла), молодежь 18–24 лет считает ее таковой реже (2,46). Несколько ниже показатель и среди представителей сферы образования и науки — 2,51 баллов.
Привлекательность профессии |
Профессию учителя россияне скорее считают женской — работниками сферы образования они хотят видеть преимущественно своих дочерей и внучек (2,91 балл vs. 2,46 для мальчиков). Среди работников образования оценки близки к средним по выборке, на основе чего можно сделать осторожный вывод о том, что сегодня вопрос обеспечения профессиональной преемственности в семьях педагогов не стоит (2,97 и 2,42 для девочек и мальчиков соответственно).
«Уважение, справедливость, забота и компетентность — идеальный портрет учителя всего за 8 месяцев изменился. Общество находится в состоянии высокой тревожности, а принимающие в опросах общественного мнения граждане подчас артикулируют запрос к власти. Результаты последнего опроса — практически это проекция запроса по отношению нашего государства к нам. Где учитель — представитель власти, а мы находимся в роли детей, для которых характерно состояние меньшей информированности, высокой неопределенности и низкой защищенности. Роль учителя, его социальный статус в глазах россиян растут. Вместе с врачами это одна из самых уважаемых профессий, которая не только дает знания, но и участвует в формировании нового человека».