Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Аналитический обзор
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Культура

Профессия: учитель!

Престиж и доходность профессии учителя в России сильно выросли.
Фото:
Коротко о главном
  • Топ-3 качеств хорошего школьного учителя — доброжелательность, порядочность, любовь к детям (32%, 25%, 21% соответственно).
  • Престижность профессии учителя россияне оценивают на 3,19 баллов из 5 возможных, доходность — на 2,73 балла.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Топ-3 качеств хорошего школьного учителя — доброжелательность, порядочность, любовь к детям (32%, 25%, 21% соответственно).
  • Престижность профессии учителя россияне оценивают на 3,19 баллов из 5 возможных, доходность — на 2,73 балла.

МОСКВА, 5 октября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного ко Дню учителя.

Доброта, порядочность, любовь к детям

Трудно переоценить роль учителя в жизни подрастающего поколения. Выступая одним из важнейших агентов социализации, они принимают активное участие в развитии интеллектуального потенциала молодежи, ее воспитании, формировании нравственных идеалов и подготовке к вступлению во взрослую жизнь. Какой он, хороший школьный учитель глазами россиян? За полгода общественное мнение по этому вопросу претерпело изменения — фокус сместился с профессиональных на личностные качества этой профессиональной группы. Если в феврале текущего года рейтинг главных качеств учителей возглавляла образованность, компетентность, эрудиция (23%), то сегодня доброта и уважение к детям (32% vs. 19% к данным II.2022). На втором месте порядочность, справедливость и объективность — их назвали четверть опрошенных (25%). Далее с небольшим отрывом следует любовь к детям (21%) и образованность (20%). Заметно чаще россияне стали ценить в учителях грамотность, разносторонность (18% vs. 9%) и внимательность, чуткость к детям (16% vs. 6%). В том, что учитель — призвание, по-прежнему убежден каждый седьмой (15%).

В представлениях молодежи и старшего поколения образ хорошего педагога видится по-разному. Граждане 60 лет и старше ставят на первый план любовь к детям (32%) и справедливость (30%), а 18–24-летние — доброту и уважение к учащимся (45%). Треть молодых россиян также назвали внимательность и душевность, что вдвое выше показателей по выборке в целом (31% vs. 16% среди россиян в целом). В то же время мнение «учитель — это призвание» они почти не разделяют (4% vs. 15% среди всех опрошенных).

 

Престижность и доходность профессии

За пять лет престиж профессии учителя в российском обществе вырос — положение педагогов в обществе граждане в среднем оценили на 3,19 баллов из 5 возможных (+ 0,33 балла к значениям 2017 г.). Показатель одинаково высок как среди молодежи 18–34 лет (3,28–3,24 баллов), так и среди представителей старшего поколения 60+ лет — 3,25 баллов. Чем выше уровень образования, тем ниже оценивается статус профессии педагога: среди россиян с неполным средним образованием балл составил 3,85, среди высокообразованных — 2,89.  Сами работники сферы образования и науки оценивают эту профессию на 2,94 баллов.

Идентичный уровень престижности в России и у другой социально значимой профессии — врачей. По данным июньского опроса ВЦИОМ, средний балл оценки россиянами положения врача в обществе составил 3,19.

Наряду с ростом престижности улучшились и общественные представления о доходности профессии учителя — в среднем ее оценили на 2,73 балла из 5 возможных (2,33 в 2017 г.).  Эта профессия выглядит более высокооплачиваемой в глазах старшего поколения (3 балла), молодежь 18–24 лет считает ее таковой реже (2,46). Несколько ниже показатель и среди представителей сферы образования и науки — 2,51 баллов.

Привлекательность профессии

Профессию учителя россияне скорее считают женской — работниками сферы образования они хотят видеть преимущественно своих дочерей и внучек (2,91 балл vs. 2,46 для мальчиков). Среди работников образования оценки близки к средним по выборке, на основе чего можно сделать осторожный вывод о том, что сегодня вопрос обеспечения профессиональной преемственности в семьях педагогов не стоит (2,97 и 2,42 для девочек и мальчиков соответственно).

2 октября 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 02 октября 2022 г.: коэффициент кооперации (КК) = 0,7934; минимальный коэффициент ответов (МКО) = 0,0227; коэффициент достижимости (КД) = 0,2101. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Сменим тему, поговорим о школьных учителях. На Ваш взгляд, какими главными качествами должен обладать хороший школьный учитель?

(открытый вопрос, до 5 ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие не менее 2%)

 

II.2022

X.2022

Добрым / быть доброжелательным к детям / уважать учеников

19

32

Порядочный / справедливый / честный / объективный

12

25

Любовь к детям / забота

19

21

Быть образованным / компетентным / квалифицированным / обладать знаниями / быть эрудированным

23

20

Грамотный / умный / разносторонний

9

18

Быть внимательным к детям / чутким / душевным / отзывчивым

6

16

Хорошим педагогом / профессионалом / учитель — это призвание / учителем от Бога

15

15

Терпение / выдержка / стрессоустойчивость

14

12

Хорошо знать свой предмет

10

11

Доступно объяснять / давать хорошие знания / умение донести до ученика знания

11

10

Коммуникабельность / умение найти общий язык с учеником и родителем / уметь общаться с детьми

9

9

Добросовестный / ответственный / трудолюбивый

5

9

Любить свою работу, профессию / преданность своему делу

8

9

Воспитанным / вежливым / интеллигентным / культурным

4

7

Быть целеустремленным / желание дать знания ученикам / быть заинтересованным в результате своей работы

4

7

Быть патриотом / воспитывать патриотизм у учеников / поддерживать нашу власть, политику страны

3

7

Хорошим психологом / должен понимать детей / знать психологию детей

9

5

Быть требовательным / в меру строгим / уметь контролировать учеников

2

5

Уметь находить индивидуальный подход к каждому ученику

3

4

Дисциплинированный / пунктуальный / тактичный

2

4

Адекватный / спокойный / психически уравновешенный

5

4

Быть беспристрастным / не разделять детей / ко всем относится одинаково

2

2

Воспитывать детей

2

2

Опрятный внешний вид / выглядеть не вызывающе / возрастные рамки

1

2

Смелый / уверенный в себе / независимый

1

2

Вызывать доверие / быть близким для детей, оказывать им помощь / дети должны к нему тянуться

2

2

Хороший человек / человечный

2

2

Быть авторитетом для учеников / чтобы дети его уважали

1

2

Умение заинтересовать детей учебой

3

2

Быть современным / идти в ногу со временем / следить за тенденциями и давать актуальные знания

2

2

Любознательный / желание к самообразованию / любовь к знаниям / повышение квалификации

1

2

Другое

4

4

Затрудняюсь ответить

16

11

Какое положение в обществе, по Вашему мнению, сегодня занимают учителя? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 — «низкое положение в обществе», 5 — «высокое положение в обществе», 3 — «затрудняюсь ответить»

(закрытый вопрос, один ответ, средний балл)

 

2010 г.

2013 г.

2014 г.

2017 г.

2022 г.

Средний балл

2,83

2,90

2,91

2,86

3,19

Насколько доходными, высокооплачиваемыми Вам представляется профессия учителя? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 — «низкодоходная, не высокооплачиваемая», 5 — «очень доходная, высокооплачиваемая», 3 — «затрудняюсь ответить»

(закрытый вопрос, один ответ, средний балл)

 

2010 г.

2013 г.

2014 г.

2017 г.

2022 г.

Средний балл

2,27

2,77

2,65

2,33

2,73

Если у Вас есть (были бы) подрастающие дети, внуки, Вы бы пожелали для них профессию учителя или нет? Оцените по пятибалльной шкале профессию учителя, где 1 — «нежеланная для детей профессия», 5 — «наиболее желанная для детей профессия». Оцените, пожалуйста, отдельно, для мальчиков и для девочек. 

(закрытый вопрос, до двух ответов, % от всех опрошенных)

 

2022 г.

Средний балл для девочек

2,91

Средний балл для мальчиков

2,46

Константин Абрамов
Генеральный директор Фонда ВЦИОМ, кандидат психологических наук

«Уважение, справедливость, забота и компетентность — идеальный портрет учителя всего за 8 месяцев изменился. Общество находится в состоянии высокой тревожности, а принимающие в опросах общественного мнения граждане подчас артикулируют запрос к власти. Результаты последнего опроса — практически это проекция запроса по отношению нашего государства к нам. Где учитель — представитель власти, а мы находимся в роли детей, для которых характерно состояние меньшей информированности, высокой неопределенности и низкой защищенности. Роль учителя, его социальный статус в глазах россиян растут. Вместе с врачами это одна из самых уважаемых профессий, которая не только дает знания, но и участвует в формировании нового человека».


05 октября 2022
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07