МОСКВА, 2 июня 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного мнению россиян о мерах регулирования движения на электросамокатах.
Популярность электросамокатов |
Электросамокаты пока не получили широкого распространения в России: с той или иной периодичностью ими пользуются 9% наших сограждан, не пользуются — 91%.
Современный гаджет в первую очередь освоили молодые люди и жители мегаполисов, что во многом объясняется их ритмом жизни. Среди 18–24-летних электросамокатами пользуются 27%, среди молодежи постарше — каждый пятый (25–34 лет — 20%). Интерес к модному транспортному средству проявляют и жители городов-миллионников (14% vs 4% среди жителей сел), а больше всего самокатчиков можно встретить в Уральском федеральном округе (16%).
Несмотря на относительную популярность этого способа передвижения среди отдельных социально-демографических групп, поездки на самокате россияне совершают лишь в редких случаях, поэтому составить конкуренцию городскому транспорту и личному автомобилю он пока не может.
Электросамокаты и рост числа ДТП |
По мнению 81% россиян, популярность электросамокатов влияет на рост числа аварий. Незначительным это влияние считает каждый второй (45%), сильным — 36%. Еще 7% не видят связи между популярностью электрических самокатов и числом ДТП.
Это влияние россияне оценивают по-разному в зависимости от возраста и медиапредпочтений. Молодые люди 18–24 лет и активные пользователи интернета чаще убеждены в том, что рост числа самокатчиков несущественно отражается на количестве аварий (54% и 52% соответственно). Представители старшего поколения и активные телезрители, напротив, видят в электросамокатах большую опасность и считают их влияние серьезным (43% и 48% соответственно).
Мнения, что электросамокаты становятся причиной дорожных происшествий, чаще придерживаются жители Уральского федерального округа (12%) — региона, в котором данный способ передвижения наиболее распространен.
ПДД для водителей самокатов |
Россиянам предложили оценить важность правил, регулирующих вождение электросамокатов. Каждый второй полагает, что в первую очередь следует ограничить скорость передвижения на самокатах (48%). Наиболее актуальной эта мера кажется жителям обеих столиц (56%). Предложение Минтранса запретить водителям электросамокатов разгоняться быстрее 25 км/ч поддержали 82% россиян, не поддержали — 14%.
Чуть реже граждане называли ограничение возраста вождения (41%), а среди молодежи 18–34 лет этот ответ стал первым по популярности (18–24 лет — 57%, 25–34 лет — 48%). Треть опрошенных предлагают ввести запрет езды на тротуарах и пешеходных зонах (33%), четверть — обязать виновника ДТП выплачивать компенсацию в случае причинения ущерба (24%, среди 18–24-летних — 40%). Наконец, выделение отдельной категории прав для вождения электросамокатов считает важным каждый пятый (21%), а такая мера, как ограничение веса транспортного средства, кажется нашим согражданам наименее эффективной (2%).
«Электросамокаты из атрибута динамичной и «продвинутой» молодежи постепенно превращаются в альтернативный вид транспорта. Хотя темпы пока не говорят о его массовом распространении в России, и предсказание, что они станут такими же массовыми средствами индивидуального передвижения, как когда-то велосипеды в Китае или скутеры в Италии, было бы преувеличением. Ожидаемо, что более благосклонно относятся к перспективам электросамокатов молодые россияне. Но даже среди них большинство скорее поддерживает ограничение скорости, и, что удивительно, более строго, чем представители более старших поколений, подходит к введению возрастного ценза на вождение и гражданской ответственности в случае причинения вреда пешеходам».