МОСКВА, 31 марта 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты онлайн-опроса россиян об использовании различных технологий россиянами.
Интересуемся, но не используем? |
О том, что современный мир — это торжество технологий, проникающих во все сферы жизни, спорить не приходится. Ежедневно по всему миру появляются новые новостные сводки о каких-либо изобретениях, усовершенствованных моделях устройств или гаджетов, технологических экспериментах, приближающих нас к передовым открытиям. В таком водовороте техноновостей создается ощущение, что мы попали в технологический или цифровой час пик, из которого с трудом можно выбраться. Но насколько мы в действительности погружены в технологии? Или все дело в перегретой информационной повестке? Ведь технововлеченность выражается не только и не столько в заинтересованности человека, сколько в реальном использовании различных технологических устройств в повседневной жизни. Уровень интереса к развитию цифровых технологий и устройств высокий — 87% (36% безусловно интересуются, а 51% — скорее интересуются). Чаще уверенно об этом говорят мужчины (44%), поколение цифры и младшие миллениалы (43–45%), а также материально обеспеченные граждане (44%). При этом, когда дело касается использования, включается рационализм: практически две трети респондентов (62%) начинают внедрение новых разработок в свои жизненные практики по мере появления необходимости, а не когда они только вышли на рынок.
- Каждого пятого респондента из числа интернет-пользователей (21%) можно отнести к активно вовлеченной аудитории (интересуются развитием цифровых технологий и начинают использовать новые продукты сразу после их выхода на рынок или в течение нескольких месяцев).
- Две трети интернет-пользователей (64%) можно отнести к вовлеченно-пассивной аудитории (интересуются развитием технологий и начинают использовать через год и более или по мере появления необходимости).
- Каждого десятого респондента (11%) можно отнести к невовлеченно-пассивной аудитории (не интересуются и начинают использовать через год и более или по мере появления необходимости).
Что используем сегодня? |
В среднем интернет-пользователь использует 9 цифровых технологий/устройств в своей повседневной жизни (из тестируемых 23 вариантов). Среди поколения цифры и младших миллениалов количество применяемых устройств достигает 11, среди жителей столиц и материально обеспеченных — 10. Наиболее часто применение технологий фиксируется в социальной (коммуникация, поддержание связей и т. д.) и финансовой сферах. Топ-5 по оценке частоты использования — социальные сети или мессенджеры, мобильный банкинг, мобильный и домашний интернет, а также сервисы или сайты для получения государственных услуг. Реже всего россияне из числа интернет-аудитории пользуются электромобилями, криптовалютным кошельком, каршерингом, телемедициной и игровыми приставками.
Что хотим использовать завтра? |
Ярко выраженного запроса на обучение навыкам использования новых разработок или устройств на сегодняшний день нет. Треть интернет-пользователей говорят, что нет таких технологий, которыми сейчас не умеют пользоваться, но хотят научиться. И немногим менее половины (42%) затрудняются с ответом. С одной стороны, это говорит о том, что текущих технологий и навыков их использования достаточно (чаще свойственно молодежи), а с другой — подсвечивает настороженность относительно включения новых решений в повседневную жизнь, а также непогруженность в детали тех или иных разработок, устройств. Отсюда вытекают и основные барьеры использования — высокая стоимость, нехватка знаний и навыков, а также обеспокоенность относительно обеспечения анонимности и сохранности данных.
Сколько нас, технововлеченных? |
Повсеместное распространение инноваций в жизненных практиках россиян — скорее, подогреваемая иллюзия. Действительность оказывается более сложной и неоднородной. С точки зрения технологической вовлеченности можно выделить несколько групп*:
- Технологические активисты — 9%. Чаще — мужчины 18–55 лет, начинают использовать технологии сразу или в течение нескольких месяцев после выхода. Активно используют технологии практически во всех сферах жизни (в среднем часто используют 12 цифровых технологий/устройств). Соцсетями, мессенджерами, мобильным банкингом, интернетом, системами навигации, сервисами для получения госуслуг в данном сегменте пользуются повсеместно. Их рутинные инструменты — QR-коды для получения информации или оплаты, облачные системы хранения данных, голосовые помощники, VPN-сервисы, биометрия, стриминговые сервисы по подписке, нейросети и устройства умного дома.
- Умеренные пользователи — 29%. Чаще — молодежь 18–35 лет, жители городов-миллионников, начинают пользоваться новыми технологиями при появлении необходимости (в среднем часто используют 10 цифровых технологий/устройств). Интернетом, мобильным банкингом и соцсетями в этом сегменте пользуются повсеместно, активно обращаются к VPN-сервисам, системам навигации, облачным системам хранения данных, сервисами для получения госуслуг, QR-кодами для получения информации или оплаты, а также используют нейросети и стриминговые сервисы по подписке. Более активное вовлечение в цифровой инструментарий сдерживается дороговизной устройств.
- Пассивные пользователи — 49%. Чаще — женщины старше 35 лет, начинают пользоваться новыми технологиями при появлении необходимости (в среднем часто используют 9 цифровых технологий/устройств). Повсеместно пользуются интернетом, мобильным банкингом, соцсетями и мессенджерами, сервисами для получения госуслуг. Активно применяют системы навигации, QR-коды для получения информации или оплаты, а также облачное хранение данных и стриминговые сервисы. Более активное вовлечение сдерживается нехваткой знаний и навыков.
- Технологические скептики — 13%. Чаще — респонденты старше 55 лет, имеют плохое материальное положение, начинают пользоваться новыми технологиями при появлении необходимости, значительно реже — в течение нескольких месяцев (в среднем часто используют 5 цифровых технологий/устройств). В их арсенале часто задействуется домашний интернет, соцсети и мессенджеры, а также достаточно активно используют мобильный банкинг и мобильный интернет. Обычно не проявляют интереса к использованию технологий в будущем.
Развитие технологий всегда опережает их реальное внедрение и использование. Важно учитывать комплекс факторов, таких как социальные, экономические, географические, этические особенности, порой вступающие в противоречие с практикой применения технологий в повседневной жизни.
* На основе факторного анализа был проведен иерархический кластерный анализ, по результатам которого были выделены 4 устойчивых кластера.
Автор: Ксения Таракановская
«Сегодня новости в области цифровых устройств не утихают ни на минуту. Технологические новинки привлекают внимание большого числа людей – ещё бы! Как устоять, когда практически каждый день появляются новые гаджеты, приложения и сервисы, обещающие сделать нашу жизнь проще и удобнее? Несмотря на весь «техношум» реальная картина несколько отличается от ожидаемой. Хотя интерес к развитию цифровых технологий и устройств высок — люди активно следят за новостями и трендами, — фактическое их использование в повседневной рутине отстает. Готовность интегрировать в свою жизнь больше разнообразных, а главное более сложных цифровых устройств сдерживается рядом факторов: от отсутствия понимания реальной пользы до этических вопросов. Поэтому сегодняшняя интернет-аудитория предпочитает скорее оставаться интересующимися наблюдателями, но не активными пользователями, испытывающими на себе все цифровые новинки».
Перейти к странице эксперта