МОСКВА, 8 июня 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие критерии наиболее важны для россиян при выборе вида транспорта для путешествия; какие вагоны они предпочитают для дальних поездок и как относятся к возможной либерализации цен на проезд в плацкартных вагонах.
При выборе вида транспорта для дальнего путешествия ключевым критерием для наших сограждан является безопасность - ее безусловную важность отмечают 84-87% опрошенных россиян. На втором месте по значимости находится экономичность. Наиболее актуальна эта характеристика для поездов дальнего следования (важность отметили 87%). Что касается комфорта, то этот фактор также наиболее значим при выборе поезда (78% против 75-76% в остальных видах транспорта). Наименее важным критерием при выборе транспорта оказалась скорость: ее важность отметили только 64-69% опрошенных.
Почти каждый третий россиян пользовался поездами дальнего следования в течение последних года - двух (31%). Главная причина, по которой остальные две трети наших сограждан не путешествовали поездами дальнего следования - отсутствие такой необходимости в принципе. Так, 44% сообщают, что вообще не совершали поездок в течение последних двух лет, а 26% отметили, что им не приходилось ездить на дальние расстояния. Лишь 13% указали на недостаток средств, 8% - на личные причины. Предпочтение другим видам транспорта отдает только 7% респондентов.
Большинство пассажиров поездов дальнего следования выбирают наиболее экономичный вариант проезда: 59% ездят в плацкартных вагонах, еще 10% путешествуют в общих сидячих вагонах. Более трети пассажиров (37%) предпочитают купе, а 7% - СВ. Наиболее часто в плацкартных вагонах ездят социально незащищенные группы населения: пожилые люди (старше 60 лет - 65%), а также те, кто по собственной оценке «едва сводит концы с концами» и те, кому «на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения» (70-71%).
Более двух третей россиян считают государственное субсидирование пассажирских перевозок необходимой мерой социальной поддержки населения, позволяющей сделать доступным перемещение по стране для значительной части малообеспеченных граждан. В отказе государства от возмещения части затрат на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах россияне видят больше минусов, чем плюсов: 56% в такой ситуации ожидают роста цен на билеты в плацкартные и общие вагоны, еще 29% - роста цен на проезд в купе и СВ. Распространено также мнение о том, что при таких условиях граждане будут реже ездить по стране (43%). Почти каждый пятый опрошенный (18%) считает, что подобная ситуация вызовет рост общественного недовольства.
В случае роста тарифов поездами перестанут ездить 18% нынешних пассажиров железной дороги. А каждый третий путешествующий ж/д транспортом готов платить больше за билет, так как считает, что поездом ездить дешевле, чем, например, самолетом.
Чаще других говорят, что перестанут ездить поездами люди, чьи материальные возможности перемещаться по стране и так существенно ограничены: пенсионеры и люди старше 60 лет (25-26%), с начальным и неполным средним образованием (26%), те, кто расценивает свое материальное положение как плохое и очень плохое (24%).
Предположение о возможной отмене плацкарта вызывает опасения большей части опрошенных (73%). В первую очередь, такая позиция характерна для тех, кто предпочитает ездить именно в плацкартных вагонах (90%), однако негативные последствия такого шага отмечают и те, кто выбирает купе (70%).