МОСКВА, 2 июля 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса об удовлетворенности россиян услугами ЖКХ.
Сфера ЖКХ за последние три десятилетия прошла путь от государственной опеки к рыночной модели с приватизацией жилья, появлением управляющих компаний и реформами, которые не всегда проходили гладко.
Судя по всему, ЖКХ — сфера медленной трансформации, где требуется преодоление не только проблем инфраструктуры, но и недоверия. Оценка изменений в сфере ЖКХ в последние годы показывает осторожный, но значимый сдвиг в сторону умеренного оптимизма. Доля тех, кто видит улучшения, с 2019 г. выросла более чем в полтора раза. При этом доля тех, кто говорит об ухудшении, остается высокой — треть россиян замечают негативную динамику. Почти столько же не видят изменений.
Умеренный оптимизм наблюдается и в отношении качества предоставляемых услуг ЖКХ: за последние десять лет россияне стали почти в два раза чаще ставить этому показателю оценки «хорошо» и «отлично». Но большая часть (шестеро из десяти) по-прежнему не готовы поставить выше тройки. Иными словами, сфера ЖКХ в целом продолжает оцениваться сдержанно, хотя позитивный тренд намечается.
Три четверти россиян довольны состоянием своего дома, при этом собственный частный дом чаще дает ощущение комфорта, доля полностью довольных там выше, чем в многоквартирных домах. Прямая связь наблюдается и с урбанизированностью: если в столицах доля довольных достигает девяти из десяти, то в селах показатель на порядок меньше — семь из десяти. Еще один фактор — доход, «богатые» заметно чаще «бедных» выражают удовлетворенность состоянием своего дома. Однако перечень проблем, с которыми сталкиваются россияне в сфере ЖКХ, остается разнообразным и наполненным.
Динамика за последние десять лет показывает, что ЖКХ постепенно теряет статус выраженно проблемной сферы. Озабоченность базовыми проблемами существенно снизилась, людей стали меньше беспокоить темы тарифов, качества услуг, отопления, обветшания жилищного фонда. Но заметен рост внимания к институциональным аспектам (недобросовестность управляющих компаний), а также к локальным проблемам — отсутствию парковок, перебоям с водоснабжением и плохому качеству воды.
Тип жилья напрямую влияет на структуру воспринимаемых проблем ЖКХ, формирует свой «профиль недовольства». Для тех, кто живет в многоквартирных домах, актуальнее такие проблемы, как тарифы, качество предоставляемых услуг, доступность жилья, работа управляющих компаний и парковки. А вот для жителей частных домов ЖКХ воспринимается иначе: меньше претензий к управляющим компаниям и тарифам, но выше тревожность по поводу электроснабжения, водоснабжения и газификации. Их проблемы скорее инфраструктурные, «технические». Они менее вовлечены в коммунальную повседневность, но более чувствительны к сбоям в предоставлении базовых услуг.
При довольно высоком уровне недовольства сферой ЖКХ россияне остаются в стороне от решения вопросов в этой сфере. Результаты опроса фиксируют низкий уровень включенности жителей многоквартирных домов в управление своим жильем. Знают, какая управляющая компания обслуживает их дом, шесть из десяти, и это низкий показатель для сферы, связанной с ежедневными бытовыми вопросами и регулярными платежами. Особенно это характерно для молодежи: среди зумеров семь из десяти не знают управляющую компанию, среди младших миллениалов — половина.
Стабильно участвует в собраниях собственников лишь каждый пятый, а половина не участвуют вообще, особенно низка активность вновь у молодежи. Таким образом, модель многоквартирного дома как формы коллективной собственности фактически не реализуется: социальная инерция, недоверие и гражданская апатия лишают жильцов роли субъектов управления. На практике это воспроизводит патерналистскую структуру (видимо, по инерции советского наследия), в которой жители воспринимают себя не как совладельцы общего имущества, а как потребители услуг, не влияющие на происходящее.
Автор: Татьяна Смак
«Главная проблема — люди привыкли быть пассивными в отношениях с коммунальными службами. Они не требуют качественных услуг и не борются за свои потребительские права. К сожалению, молодёжь перенимает такое же поведение от родителей.
Обнаруживается и ряд парадоксальных ситуаций: общая оценка качества коммунальных услуг выросла, но две трети россиян всё равно ставят им «тройку» или ниже. При этом тарифы постоянно растут, но жалоб становится меньше — многие просто смирились с плохим качеством за высокую цену!
Кроме этого, складывается два разных коммунальных мира: владельцы частных домов больше думают о технических проблемах — сломалась труба, нет света… полагаясь в их решении скорее на себя. Жители многоэтажек чаще сталкиваются с бюрократией и не понимают, кто и за что отвечает, перекладывая ответственность то на государство, то на управляющую компанию.
В итоге мы никак не можем вырваться из замкнутого круга: плохие услуги — привыкание к ним — рост цен — ещё большая пассивность людей».
Перейти к странице эксперта