МОСКВА, 29 августа 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне распоряжаются «свободными деньгами».
Финансовое поведение — сложное явление, на него влияет множество факторов: финансовая грамотность, доверие финансовым институтам, сложившиеся в семье установки, наличие свободных денег, общие стратегии ведения бюджета, экономическая ситуация в стране и многое другое. Трансформация финансовых практик населения стала особенно заметна в последние 10-15 лет. Во многом этому способствовали развивающийся рынок финансовых услуг, финансовый кризис 2008 г., реализованные крупные образовательные проекты в сфере финансовой грамотности, доступнее стала информация об инвестировании и распоряжении финансами. Совсем не откладывают деньги и тратят все на текущие нужды 39% россиян, за 10 лет их доля сократилась на 14 п.п. Основная стратегия у населения сегодня — откладывать после всех необходимых трат — 44% (+12 п.п. к 2012 г.). За 10 лет этот подход стал более распространенным, наши сограждане теперь чаще задумываются о необходимости делать сбержения. Это может быть объяснено как тем, что у людей стало больше «свободных» денег, так и изменением финансовых практик. Процент тех, для кого сбережения первоочередны, то есть они сперва откладывают средства, а потом распределяют оставшееся на текущие нужды, с 2012 г. практически не изменился, сегодня он составил 14% (2012 г. — 12%).
- Стратегия «сначала откладываю, потом трачу» чаще встречается у молодежи 18-24 лет (21%) и 25-34 лет (17%). Ее чаще используют жители городов с численностью от 100 до 500 тыс. человек (19%) и россияне с высоким потребительским статусом (25%).
- Стратегия «трачу и ничего не откладываю» в большей степени характерна для женщин (42% vs. 36% у мужчин); россиян активного трудоспособного возраста 25-59 лет (41-44%); жителей населенных пунктов от 500 до 100 тыс. человек и меньше, в том числе сел (41-42%), а также для россиян с низким потребительстким статусом (72%).
- Стратегия «трачу, а потом откладываю» популярнее у мужчин (47%), 18-24-летних (51%), россиян старше 60 лет (50%); жителей обеих столиц (48%), городов-миллионников (55%) и городов с численностью от 500 до 950 тыс. человек (47%); а также граждан с высоким потребительским статусом (60%).
|
Куда тратить «свободные» деньги? |
«Свободные» деньги после всех расходов в течение месяца остаются у 60% россиян (2012 г. — 56%). Основной вектор распоряжения такими финансами — хранение в наличных рублях (22%). Далее следуют варианты «кладу на срочный вклад в банке под процент (в рублях или иностранной валюте)» (19%) и «кладу на счет до востребования / текущий счет в банке (в рублях или иностранной валюте)» (12%). Традиционные, привычные способы остаются в приоритете, а более современные способы, такие как вложение в собственный бизнес (5%), покупка ценных бумаг (4%), покупка иностранной валюты (3%), взносы в НПФ (1%), не востребованы у населения. В то же время за десять лет произошли изменения в модели распоряжения финансами. Люди стали реже хранить наличность дома (−5 п.п, 22% vs. 27% в 2012 г.) и чаще прибегать к банковским услугам срочных вкладов (+7 п.п., 19% vs. 12%) и вкладов до востребования (+5 п.п., 12% vs. 7% в 2012 г.).
Модель распоряжения «свободными» средствами в большей степени обусловлена уровнем дохода, полом, возрастом, образованием и урбанизированностью. Мужчины, жители столиц и городов-миллионников, а также граждане с широкими потребительскими возможностями используют больше вариантов вложения денег, чаще прибегают к современным способам инвестирования или вложению в собственный бизнес. - Об отсутсвии «свободных» денег чаще говорят женщины (47% vs. 32% мужчин), 35-44-летние (46%), жители небольших населенных пунктов с численностью 100 и менее тыс. человек, а также сел (45-47%) и россияне с низким потребительским статусом (72%).
- Хранение наличности в рублях чаще выбирают мужчины (27% vs. 18% женщин), 25-34-летние (26%), граждане со средним образованием (34%), жители небольших городов с численностью от 100 до 500 тыс. и менее 100 тыс. человек (29-25%), россияне со средними потребительскими возможностями (27%).
- Откладывать средства на срочный вклад под процент предпочитают россияне старшего возраста (30%); имеющие высшее образование или два высших (25-27%); жители городов-миллионников (26%) и граждане с широкими потребительскими возможностями (38%).
- Счет до востребования чаще используют молодые россияне 18-24 лет (21%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (19%), городов с численностью от 500 до 950 тыс. человек (18%) и граждане с высоким потребительским статусом (21%).
- Чаще других в развитие собственного бизнеса вкладываются мужчины (7% vs. 3% женщин), 25-44-летние (7%) и граждане с высоким потребительским статусом (11%).
- Покупку ценных бумаг в качестве распоряжения срествами чаще называют мужчины (7% vs. 2% женщин), 25-34-летние (8%), жители обеих столиц (8%) и граждане с высоким потребительским статусом (9%).
|
Востребованность финансовых организаций |
Современный финансовый рынок интенсивно развивается, расширяется спектр услуг для населения. Финансовые услуги оказывают уже не только банки и страховые компании, на рынке становятся популярными продукты, которых еще не было и пять-десять лет назад. Это значит, что у населения есть выбор, как распоряжаться финансами. С 2012 г. россияне стали чаще прибегать к услугам финансовых организаций. Сегодня услугами банков пользуются подавляющее большинство наших сограждан — 92% (+21 п.п.), обращаются в страховые организации 26% (+11 п.п., 26% vs. 15% в 2012 г.), на 10 п.п. выросла популярность негосударственных пенсионных фондов (2012 г. — 4%, 2022 г. — 14%). Услуги банков одинаково востребованы во всех возрастных группах, и даже среди россиян старшего возраста ими пользуются 94%. Востребованность страховых компаний выше среди мужчин (33%), 25-34-летних (36%) и россиян с высоким потребительским статусом (36%). Услугами брокеров пользуются 5% россиян, среди мужчин — 9%, 25-34-летних — 11%.
Как Вы (Ваша семья) обычно распоряжаетесь доходами?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
| 2004 г.* | 2005 г.* | 2006 г.* | 2007 г.* | 2008 г.* | 2012 г.* | 2014 г.* | 2022 г. |
Стараюсь сначала что-то отложить (на крупные покупки, другие значительные расходы), а остальные деньги трачу на текущие нужды | 16 | 9 | 15 | 13 | 19 | 12 | 15 | 14 |
Трачу деньги на текущие нужды, а что остается — откладываю | 34 | 29 | 29 | 30 | 41 | 32 | 36 | 44 |
Трачу все деньги на текущие нужды и ничего не откладываю | 47 | 59 | 52 | 54 | 36 | 53 | 47 | 39 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 |
* В 2004 — 2014 гг. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
Если после всех расходов в течение месяца у Вас (Вашей семьи) остаются «свободные» деньги, как Вы ими обычно распоряжаетесь?
(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)
| 2012 г.* | 2022 г. |
У меня (моей семьи) не остается «свободных» денег, я (мы) трачу все, что зарабатываю | 44 | 40 |
Храню в наличных рублях | 27 | 22 |
Кладу на срочный вклад в банке под процент (в рублях или иностранной валюте) | 12 | 19 |
Кладу на счет до востребования / текущий счет в банке (в рублях или иностранной валюте) | 7 | 12 |
Вкладываю в развитие собственного бизнеса | 2 | 5 |
Вкладываю средства в покупку ценных бумаг — покупаю акции, облигации, паи паевых инвестиционных фондов (ПИФов) | -** | 4 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 3 |
Не вижу смысла делать накопления, поэтому стараюсь потратить все «свободные» средства любым способом | 5 | 3 |
Покупаю иностранную валюту и храню ее в наличной форме | 2 | 3 |
Другое | 4 | 3 |
Осуществляю взносы в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) | 1 | 1 |
Покупаю изделия из драгоценных металлов | 2 | 0 |
* В 2012 г. опрос проводился методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
** Вариант не задавался в 2012 г.
Скажите, пожалуйста, услугами каких финансовых организаций Вы пользуетесь?
(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)
| 2012* | 2022 |
Банков | 71 | 92 |
Страховых компаний | 15 | 26 |
Негосударственных пенсионных фондов | 4 | 14 |
Брокеров | -** | 5 |
Управляющих компаний (управляющих паевыми инвестиционными фондами) | 1 | 3 |
Микрофинансовых организаций (в т. ч. кредитных кооперативов) | 1 | 2 |
Другое | 8 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 18 | 6 |
* В 2012 г. опрос проводился методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
** Вариант не задавался в 2012 г.