Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: IMAGO/Wolfgang Schmidt
Культура

Современное искусство в нашей жизни

Современное искусство в России стало массовым и повседневным явлением не благодаря традиционным форматам вроде музеев, а интегрировавшись в городскую среду и цифровое пространство.
Фото:
Коротко о главном
  • 70% россиян за последние 5 лет видели произведения современного искусства.
  • Половина тех, кто видел современное искусство не только через экран, встречали его в своем населенном пункте (54%).
  • 67% россиян декларируют, что им интересно современное искусство в различных проявлениях.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 70% россиян за последние 5 лет видели произведения современного искусства.
  • Половина тех, кто видел современное искусство не только через экран, встречали его в своем населенном пункте (54%).
  • 67% россиян декларируют, что им интересно современное искусство в различных проявлениях.

МОСКВА, 3 сентября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян о современном искусстве.

Весь мир — театр!

Современное искусство включает творчество и художественные практики второй половины ХХ века. Его создатели используют различные техники и материалы от традиционных до инновационных, фокус смещается от объекта к тому, какой вопрос ставит создатель перед обществом и публикой.

Согласно исследованию Аналитического центра ВЦИОМ, россияне довольно часто сталкиваются с современным искусством, за последние пять лет семь из десяти видели где-либо такие объекты. Путь к современному искусству проходит не через специализированные арт-центры и арт-пространства, а через улицу (граффити на фасадах, инсталляции) и экран (ТВ, интернет). То есть там, где искусство встраивается в повседневный путь и цифровую привычку, оно становится заметным. Повседневные форматы обходят и традиционные каналы, такие как музеи, и тематические площадки.

  • Современное искусство чаще видят женщины, молодые поколения (цифры, миллениалы), столичные жители и россияне с высшим образованием.

 

Опыт созерцания произведений современного искусства в России преимущественно локален. Большая часть тех, кто видел его не только через экран, указали, что встречали его в своем населенном пункте или в своем регионе. Вторая по распространенности локация — внутренние поездки по стране, тогда как опыт восприятия произведений современного искусства за рубежом — скорее редкость. Те, кто видел такое в поездках за пределами нашей страны, указали прежде всего Беларусь и ОАЭ.

Поколение цифры и миллениалы имеют более широкий географический опыт знакомства с современным искусством: они видят его и по месту жительства, и в других регионах, — у россиян постарше опыт заметно локальнее. В целом можно сделать вывод, что рост аудитории современного искусства с высокой долей вероятности будут обеспечивать проекты «на месте», встроенные в городской ландшафт. Также хорошие перспективы есть у включения таких объектов во внутрироссийские туристические маршруты.

Мы в музее — ротозеи, и стоим, разинув рты, возле каждой красоты

Современное искусство интересно большинству россиян, декларируют это семь из десяти, но точки входа в него разные. Причем какого-то одного, универсального и наиболее привлекательного для всех, формата нет. Поколение цифры и миллениалы скорее заинтересуются зрелищными форматами: уличным искусством, перформансами, мультимедийными шоу, — всем, что происходит «здесь и сейчас» и хорошо работает в соцсетях. С возрастом интерес заметно остывает и концентрируется вокруг традиционных, привычных форматов.

Иными словами, аудиторию привлекают не только галереи и скульптура, но и живой опыт — уличные проекты, иммерсивные и гибридные форматы, которые можно прожить, а не только увидеть (и статика, и динамика).

Однако ехать за современным искусством куда-то специально россияне скорее не готовы. Тем не менее есть заметное ядро энтузиастов — это молодежь, поколение цифры и младшие миллениалы, они чаще других готовы к дальним выездам ради фестиваля или громкой выставки. А значит, организаторам надо либо делать ставку на молодежь, либо искать зрителя поблизости.

Автор: Татьяна Смак

21 августа 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 21 августа 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7139; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0175; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0685.

Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Вспомните, пожалуйста, за последние пять лет Вам приходилось или не приходилось видеть современное искусство? Я буду перечислять варианты, а Вы выберите подходящие ответы

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Видел арт-объекты на улице, например граффити, инсталляции

36

35

37

48

48

44

40

24

12

Видел современное искусство в интернете или по телевизору

32

30

35

42

31

36

30

29

37

Посещал выставки или музеи

26

24

29

32

34

33

23

23

13

Видел перформансы, театрализованные действия, уличные представления

19

19

18

24

25

26

16

13

8

Посещал специализированные арт-центры и арт-пространства

9

10

9

22

12

15

7

4

2

Посещал арт-фестивали или арт-парки, например Никола-Ленивец

7

8

7

8

11

10

7

5

1

Нет, не приходилось видеть

27

30

23

18

21

19

26

34

40

Другое

6

6

5

3

3

5

8

6

3

Затрудняюсь ответить

3

4

2

0

5

3

2

4

6

А где Вы посещали, видели современное искусство? Пожалуйста, выберите все подходящие ответы

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто видел современное искусство не только в интернете или по телевизору)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

В своем населенном пункте

54

57

51

51

59

57

52

49

53

В другом районе, но в пределах своего региона

38

36

40

49

43

46

36

28

22

В других регионах России

42

44

41

49

49

48

40

35

19

За пределами России (уточните, где именно)

4

4

4

5

2

7

4

4

0

Затрудняюсь ответить

4

4

5

0

0

2

4

10

16

За пределами России

(открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто видел современное искусство за пределами России, представлены варианты, набравшие 2% и более)

Беларусь

9

ОАЭ

9

Таиланд

8

Венгрия

8

Китай

6

Испания

6

Египет

5

Азербайджан

5

Италия

4

Кыргызстан

4

Турция

3

Страны СНГ

3

Сербия

3

Грузия

3

Черногория

3

Япония

3

Шри-Ланка

2

Южная Осетия

2

Франция

2

Израиль

2

Казахстан

2

Узбекистан

2

Великобритания

2

Другое

2

Затрудняюсь ответить

2

Скажите, Вас в принципе интересует или не интересует современное искусство? Я перечислю варианты, а Вы выберете те, которые Вам хотелось бы увидеть или узнать о них больше

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Видеоарт, мультимедийные и световые шоу

29

26

30

21

40

40

29

21

13

Картины и рисунки современных художников

28

22

33

26

32

28

29

28

24

Перформансы — театрализованные действия, уличные представления

28

22

33

25

41

34

28

21

18

Уличное искусство — граффити, стрит-арт, муралы

27

25

28

38

41

34

26

18

8

Скульптуры и необычные арт-объекты

26

22

28

30

39

33

26

17

6

Инсталляции (художественные конструкции в залах или на улице)

23

19

25

18

35

32

20

17

8

Не интересует

27

33

21

19

21

18

26

36

34

Другое

7

9

7

14

6

6

8

6

11

Затрудняюсь ответить

6

7

6

4

4

4

5

7

14

Скажите, Вы рассматриваете или не рассматриваете для себя возможность специально поехать в другой город или регион, чтобы посетить арт-объекты, выставки, арт-фестивали или другие события современного искусства? Если да, то сколько времени максимум Вы готовы потратить на дорогу до этого мероприятия?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Не более одного часа

2

2

2

1

2

2

3

2

1

Два-три часа

6

5

7

9

13

6

5

4

3

Четыре-пять часов

4

3

4

2

3

6

5

3

3

Шесть-восемь часов

3

3

3

2

5

5

3

0

2

Более девяти часов

5

7

4

8

10

7

5

2

2

Время не важно

20

19

20

30

22

24

21

16

5

Нет, не рассматриваю

59

58

59

46

44

50

56

70

80

Затрудняюсь ответить

1

3

1

2

1

0

2

3

4

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07