МОСКВА, 3 сентября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян о современном искусстве.
Весь мир — театр! |
Современное искусство включает творчество и художественные практики второй половины ХХ века. Его создатели используют различные техники и материалы от традиционных до инновационных, фокус смещается от объекта к тому, какой вопрос ставит создатель перед обществом и публикой.
Согласно исследованию Аналитического центра ВЦИОМ, россияне довольно часто сталкиваются с современным искусством, за последние пять лет семь из десяти видели где-либо такие объекты. Путь к современному искусству проходит не через специализированные арт-центры и арт-пространства, а через улицу (граффити на фасадах, инсталляции) и экран (ТВ, интернет). То есть там, где искусство встраивается в повседневный путь и цифровую привычку, оно становится заметным. Повседневные форматы обходят и традиционные каналы, такие как музеи, и тематические площадки.
|
Опыт созерцания произведений современного искусства в России преимущественно локален. Большая часть тех, кто видел его не только через экран, указали, что встречали его в своем населенном пункте или в своем регионе. Вторая по распространенности локация — внутренние поездки по стране, тогда как опыт восприятия произведений современного искусства за рубежом — скорее редкость. Те, кто видел такое в поездках за пределами нашей страны, указали прежде всего Беларусь и ОАЭ.
Поколение цифры и миллениалы имеют более широкий географический опыт знакомства с современным искусством: они видят его и по месту жительства, и в других регионах, — у россиян постарше опыт заметно локальнее. В целом можно сделать вывод, что рост аудитории современного искусства с высокой долей вероятности будут обеспечивать проекты «на месте», встроенные в городской ландшафт. Также хорошие перспективы есть у включения таких объектов во внутрироссийские туристические маршруты.
Мы в музее — ротозеи, и стоим, разинув рты, возле каждой красоты |
Современное искусство интересно большинству россиян, декларируют это семь из десяти, но точки входа в него разные. Причем какого-то одного, универсального и наиболее привлекательного для всех, формата нет. Поколение цифры и миллениалы скорее заинтересуются зрелищными форматами: уличным искусством, перформансами, мультимедийными шоу, — всем, что происходит «здесь и сейчас» и хорошо работает в соцсетях. С возрастом интерес заметно остывает и концентрируется вокруг традиционных, привычных форматов.
Иными словами, аудиторию привлекают не только галереи и скульптура, но и живой опыт — уличные проекты, иммерсивные и гибридные форматы, которые можно прожить, а не только увидеть (и статика, и динамика).
Однако ехать за современным искусством куда-то специально россияне скорее не готовы. Тем не менее есть заметное ядро энтузиастов — это молодежь, поколение цифры и младшие миллениалы, они чаще других готовы к дальним выездам ради фестиваля или громкой выставки. А значит, организаторам надо либо делать ставку на молодежь, либо искать зрителя поблизости.
Автор: Татьяна Смак