МОСКВА, 27 июня 2012 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения
 (ВЦИОМ) представляет результаты опроса участников «Марша миллионов» в Москве,
 прошедшего  12 июня  с.г.
Портрет
 участников акций протеста
Наряду со стабильностью базовых черт
 социального портрета участников акций протеста, фиксируются и значимые
 изменения. Наибольшую активность в акциях по-прежнему  проявляют мужчины (64-71%)* и респонденты   с высшим и незаконченным высшим образованием
 (56-70%)*, однако меняется возрастной состав участников. Протестное движение
 молодеет: группа протестантов в возрасте до 34 лет  увеличилась среди участников акции 12 июня до
 65%. Одновременно сокращается  группа пожилых
 и среднего возраста.
Протестное
 движение все отчетливей становится движением трех социально-профессиональных
 групп: «креативного класса», офисных служащих и учащейся молодежи. Половина
 опрошенных участников «Марша миллионов» 12 июня с.г. представляли эти три
 группы (на митинге 4 февраля с.г. - только 30%). Наибольший отток фиксируется
 среди  групп участников «от производства»
 (рабочие, ИТР), пенсионеров, государственных и муниципальных служащих.  
Уровень
 самооценки материального положения среди участников акции 12 июня выше, чем
 среди россиян в целом: только 13% протестантов
 определили свое материальное положение как плохое (в целом по стране - 18%). Среди участников акции  увеличилась доля респондентов  с повышенным уровнем трудовой мобильности: тех,
 кто имеет доходы от дополнительных заработков, частного предпринимательства в
 феврале было 20%, на недавней акции - 50%. Это также объясняется
 расширением  представительства
 «креативного класса», оттоком государственных служащих и рабочих.
Три фактора определяют социально-психологический
 облик  участников акции протеста 12 июня: ярко 
 выраженная потребность в самореализации, высокая степень недовольства  изменением ситуации в стране и в  своей жизни. Для подавляющего
 большинства  участников акции (78%)
 самореализация является первоочередной ценностью,  в угоду которой они готовы пренебречь
 стабильностью своего положения. Материальная самооценка не является фактором, определяющим жизненные
 приоритеты этой группы.
Около половины опрошенных участников акции (49%)
 заявили о недовольстве своей жизнью. Степень
 недовольства повышается с ухудшением материального положения участников акции
 (с 28% среди высокообеспеченных до 83% среди малообеспеченных). Зависимость
 данного показателя от возраста носит менее выраженный характер.  Наименьший уровень удовлетворенности - среди
 пенсионеров (19%), максимальный  - у  респондентов в  возрасте 25-34 лет (61%).
Третий
 фактор, определяющий социально-психологический портрет участников акции
 протеста 12 июня - оценка изменения ситуации в стране в целом: 64%
 опрошенных участников акции уверены, что она ухудшается. Им оппонируют только
 10%. Наибольшее количество недовольных - среди пожилых и малообеспеченных
 участников акции (87 и 83% соответственно).
Лидерами электоральных предпочтений участников
 акции продолжают оставаться партия «Яблоко» (за нее проголосовали бы на
 ближайших выборах 26% опрошенных) и М.Прохоров, поддержка которого существенно
 укрепилась (с 27 до 38%). При этом, каждый пятый участник июньского опроса не
 принимал участие ни в парламентских, ни в президентских выборах (в основном это
 люди моложе 34 лет).
Структура протестного движения
Участие
 в акциях протеста становится все более целенаправленным.
 Только 16% «маршировавших» 12 июня не
 принимали участие в подобных участиях ранее. 69% опрошенных  заявили, что 
 приняли решение  об участии сразу
 после того,  как стало известно о
 планируемом мероприятии. Почти 90% заявили о готовности принимать участие в
 акциях протеста и в дальнейшем. Усиливается
 восприятие акции как коллективного действия единомышленников: 73% заявили,
 что участвуют в акции со своими знакомыми, друзьями. 65%  опрошенных имели какой-либо символ участника
 акции протеста (белая ленточка, плакат  и
 т.д.).
О высокой степени мобилизованности участников
 свидетельствуют и декларируемые ими мотивы участия. Доминирующей стала тема  недовольства политической системой,
 политическим развитием (42%). При этом почти для каждого пятого (18%) участие в
 акции - выражение гражданской позиции. Это фактор устойчивости мотивации.
 Нивелировалось значение темы выборов и правящей роли «Единой России».
Анализ
 данных позволяет выделить три категории участников протеста: «ядро» -   принимали участие как минимум в 3-х акциях
 протеста, собираются участвовать  в
 подобных акциях и в дальнейшем, приняли решение 
 об участие в акции как только о ней узнали (54 %); «периферия»   - 
 периодически участвуют в акциях, поведение часто ситуативно, хотя
 интерес  к протестным действиям выражен
 (30 %); «попутчики» - впервые принимают участие в акции протеста (16%).
Среди
 «ядра» более выражена критичность оценок ситуации в стране и  требование смены  руководства страны, проведения новых выборов
 Президента и Государственной Думы: 69%  представителей «ядра»
 заявили об ухудшении дел в стране (в целом среди опрошенных - 64%); 79%
 считают, что  высшую власть в стране
 необходимо сменить (в целом  среди
 опрошенных - 69%). Среди «попутчиков» больше  тех, кто 
 хотел бы корректировки политики властей, но не настаивает на их
 немедленной смене (16%
 против 2% в ядре).
Среди возможных мер, которые готовы предпринять участники
 акции, абсолютным лидером во всех группах стала готовность принимать участие в
 санкционированных мероприятиях (более 90% от всех опрошенных).  Каждый десятый
 (10-12%) заявил, что допускает личное участие в 
 силовых акциях. Данную форму протеста выбирали, прежде всего,
 респонденты в возрасте 18-24 лет (42%). Представители «ядра» чаще заявляют о готовности 
 участвовать во всех формах протестных действий: так, половина из них
 готова принять участие в несанкционированных акциях.
Перспективы протестного движения
Несмотря на то, что около 90%  участников заявляют о готовности  и в дальнейшем принимать участие в акциях
 протеста, фиксируется рост недовольства как содержательными, так и организационными
 моментами движения. Так, в ходе опроса 12 июня 23% выразили
 недовольство  составом участников и
 лозунгами, 14% говорили о плохой организации. 
 Только 47% не выразили претензий к организации и проведению акции 12
 июня (в феврале- 63%).
Наиболее популярные среди участников митинга лозунги сводятся
 к трем группам: критика В.Путина (34%), требования политической
 реформы (15%), требования расширения политических свобод (13%). 
Большинство участников 
 опроса (64%) оценивают действия протестного движения как эффективные. Оснований для такой оценки  два: власть вынуждена реагировать на
 протесты, а сами они не прекращаются. Неэффективными акции «протестантов»
 считают 27% опрошенных.  Среди них больше
 половины (60%) заявляют об отсутствии реакции на протесты со стороны власти.
Лидеры протестного движения
Наибольшей
 популярностью среди участников акции пользуются выступления Удальцова  (19%), Гудкова (15%), Чириковой (10%).
Зафиксирована смена 
 группы лидеров протестного движения: Явлинский и Прохоров (в феврале- 29 и 12% соответственно) уступили место
 Удальцову и  Яшину (в июне с.г. - 26 и
 10% соответственно). Снизилась также популярность Немцова, Рыжкова и Акунина. Бесспорный лидер рейтинга - Навальный.
 Почти половина (46%) назвали его уважаемым лидером, вызывающим симпатию. Его
 результат за четыре  месяца улучшился в
 три раза (в феврале - 18%).
*приведены результаты опросов декабря 2011 г., февраля 2012 г., июня 2012 г.
Опрос ВЦИОМ проведён в Москве на выходе с акции «Марш
 миллионов» 12 июня 2012 г.  Объем
 выборки: 531 человек.
 
						
					
					