Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Политика

Социальный портрет протестного движения в Москве

Участников акций протеста объединяют три фактора: ярко выраженная потребность в самореализации, недовольство ситуацией в стране и в своей жизни.
Фото:
Коротко о главном
  • За полгода социально-демографический состав участников акций протеста существенно изменился: стал моложе, повысился уровень образования
  • Облик участников акции 12 июня определяют три черты: потребность в самореализации, высокая степень недовольства ситуацией в стране, и в своей жизни
  • Участие в акциях становится все более мобилизованным и целенаправленным
  • Участники акции склонны оценивать протестное движение как эффективное
  • Произошла смена лидеров протестного движения: Явлинский и Прохоров уступили место Удальцову и Яшину. Бесспорным лидером симпатий «протестантов» стал Навальный.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • За полгода социально-демографический состав участников акций протеста существенно изменился: стал моложе, повысился уровень образования
  • Облик участников акции 12 июня определяют три черты: потребность в самореализации, высокая степень недовольства ситуацией в стране, и в своей жизни
  • Участие в акциях становится все более мобилизованным и целенаправленным
  • Участники акции склонны оценивать протестное движение как эффективное
  • Произошла смена лидеров протестного движения: Явлинский и Прохоров уступили место Удальцову и Яшину. Бесспорным лидером симпатий «протестантов» стал Навальный.

МОСКВА, 27 июня 2012 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения
(ВЦИОМ) представляет результаты опроса участников «Марша миллионов» в Москве,
прошедшего  12 июня  с.г.

Портрет
участников акций протеста

Наряду со стабильностью базовых черт
социального портрета участников акций протеста, фиксируются и значимые
изменения. Наибольшую активность в акциях по-прежнему  проявляют мужчины (64-71%)* и респонденты   с высшим и незаконченным высшим образованием
(56-70%)*, однако меняется возрастной состав участников. Протестное движение
молодеет
: группа протестантов в возрасте до 34 лет  увеличилась среди участников акции 12 июня до
65%. Одновременно сокращается  группа пожилых
и среднего возраста.

Протестное
движение все отчетливей становится движением трех социально-профессиональных
групп: «креативного класса», офисных служащих и учащейся молодежи.
Половина
опрошенных участников «Марша миллионов» 12 июня с.г. представляли эти три
группы (на митинге 4 февраля с.г. - только 30%). Наибольший отток фиксируется
среди  групп участников «от производства»
(рабочие, ИТР), пенсионеров, государственных и муниципальных служащих.  

Уровень
самооценки материального положения среди участников акции 12 июня выше, чем
среди россиян в целом:
только 13% протестантов
определили свое материальное положение как плохое (в целом по стране - 18%). Среди участников акции  увеличилась доля респондентов  с повышенным уровнем трудовой мобильности: тех,
кто имеет доходы от дополнительных заработков, частного предпринимательства в
феврале было 20%, на недавней акции - 50%. Это также объясняется
расширением  представительства
«креативного класса», оттоком государственных служащих и рабочих.

Три фактора определяют социально-психологический
облик  участников акции протеста 12 июня:
ярко 
выраженная потребность в самореализации, высокая степень недовольства  изменением ситуации в стране и в  своей жизни. Для подавляющего
большинства  участников акции (78%)
самореализация является первоочередной ценностью,  в угоду которой они готовы пренебречь
стабильностью своего положения
. Материальная самооценка не является фактором, определяющим жизненные
приоритеты этой группы.

Около половины опрошенных участников акции (49%)
заявили о недовольстве своей жизнью.
Степень
недовольства повышается с ухудшением материального положения участников акции
(с 28% среди высокообеспеченных до 83% среди малообеспеченных). Зависимость
данного показателя от возраста носит менее выраженный характер.  Наименьший уровень удовлетворенности - среди
пенсионеров (19%), максимальный  - у  респондентов в  возрасте 25-34 лет (61%).

Третий
фактор, определяющий социально-психологический портрет участников акции
протеста 12 июня - оценка изменения ситуации в стране в целом
: 64%
опрошенных участников акции уверены, что она ухудшается. Им оппонируют только
10%. Наибольшее количество недовольных - среди пожилых и малообеспеченных
участников акции (87 и 83% соответственно).

Лидерами электоральных предпочтений участников
акции продолжают оставаться партия «Яблоко» (за нее проголосовали бы на
ближайших выборах 26% опрошенных) и М.Прохоров, поддержка которого существенно
укрепилась (с 27 до 38%). При этом, каждый пятый участник июньского опроса не
принимал участие ни в парламентских, ни в президентских выборах (в основном это
люди моложе 34 лет).

Структура протестного движения

Участие
в акциях протеста становится все более целенаправленным.

Только 16% «маршировавших» 12 июня не
принимали участие в подобных участиях ранее. 69% опрошенных  заявили, что 
приняли решение  об участии сразу
после того,  как стало известно о
планируемом мероприятии. Почти 90% заявили о готовности принимать участие в
акциях протеста и в дальнейшем. Усиливается
восприятие акции как коллективного действия единомышленников:
73% заявили,
что участвуют в акции со своими знакомыми, друзьями. 65%  опрошенных имели какой-либо символ участника
акции протеста (белая ленточка, плакат  и
т.д.).

О высокой степени мобилизованности участников
свидетельствуют и декларируемые ими мотивы участия
. Доминирующей стала тема  недовольства политической системой,
политическим развитием (42%). При этом почти для каждого пятого (18%) участие в
акции - выражение гражданской позиции. Это фактор устойчивости мотивации.
Нивелировалось значение темы выборов и правящей роли «Единой России».

Анализ
данных позволяет выделить три категории участников протеста:
«ядро» -   принимали участие как минимум в 3-х акциях
протеста, собираются участвовать  в
подобных акциях и в дальнейшем, приняли решение 
об участие в акции как только о ней узнали (54 %); «периферия»   - 
периодически участвуют в акциях, поведение часто ситуативно, хотя
интерес  к протестным действиям выражен
(30 %); «попутчики» - впервые принимают участие в акции протеста (16%).

Среди
«ядра» более выражена критичность оценок ситуации в стране и  требование смены  руководства страны, проведения новых выборов
Президента и Государственной Думы:
69%  представителей «ядра»
заявили об ухудшении дел в стране (в целом среди опрошенных - 64%); 79%
считают, что  высшую власть в стране
необходимо сменить (в целом  среди
опрошенных - 69%). Среди «попутчиков» больше  тех, кто 
хотел бы корректировки политики властей, но не настаивает на их
немедленной смене
(16%
против 2% в ядре).

Среди возможных мер, которые готовы предпринять участники
акции, абсолютным лидером во всех группах стала готовность принимать участие в
санкционированных мероприятиях (более 90% от всех опрошенных).
  Каждый десятый
(10-12%) заявил, что допускает личное участие в 
силовых акциях. Данную форму протеста выбирали, прежде всего,
респонденты в возрасте 18-24 лет (42%). Представители «ядра» чаще заявляют о готовности 
участвовать во всех формах протестных действий: так, половина из них
готова принять участие в несанкционированных акциях.

Перспективы  протестного движения

Несмотря на то, что около 90%  участников заявляют о готовности  и в дальнейшем принимать участие в акциях
протеста, фиксируется рост недовольства как содержательными, так и организационными
моментами движения.
Так, в ходе опроса 12 июня 23% выразили
недовольство  составом участников и
лозунгами, 14% говорили о плохой организации. 
Только 47% не выразили претензий к организации и проведению акции 12
июня (в феврале- 63%).

Наиболее популярные среди участников митинга лозунги сводятся
к трем группам:
критика В.Путина (34%), требования политической
реформы (15%), требования расширения политических свобод (13%). 

Большинство участников 
опроса (64%) оценивают действия протестного движения как эффективные.
Оснований для такой оценки  два: власть вынуждена реагировать на
протесты, а сами они не прекращаются. Неэффективными акции «протестантов»
считают 27% опрошенных.  Среди них больше
половины (60%) заявляют об отсутствии реакции на протесты со стороны власти.

Лидеры протестного движения

Наибольшей
популярностью среди участников акции пользуются выступления Удальцова  (19%), Гудкова (15%), Чириковой (10%).

Зафиксирована смена 
группы лидеров протестного движения:
Явлинский и Прохоров (в феврале- 29 и 12% соответственно) уступили место
Удальцову и  Яшину (в июне с.г. - 26 и
10% соответственно). Снизилась также популярность Немцова, Рыжкова и Акунина. Бесспорный лидер рейтинга - Навальный.
Почти половина (46%) назвали его уважаемым лидером, вызывающим симпатию. Его
результат за четыре  месяца улучшился в
три раза (в феврале - 18%).

*приведены результаты опросов декабря 2011 г., февраля 2012 г., июня 2012 г.  

Опрос ВЦИОМ проведён в Москве на выходе с акции «Марш
миллионов» 12 июня 2012 г.  Объем
выборки: 531 человек.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07