Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Общество

Социальные настроения россиян в начале 2013 года

Начиная новый год, россияне испытывают чувство надежды, а не тревоги, как двадцать лет назад. Показатели самооценки материального положения - на рекордно высоком уровне. Жизненный ориентир большей части опрошенных - жить не хуже, чем большинство россиян.
Фото:
Коротко о главном
  • Самооценка материального положения россиян сегодня – существенно выше, чем год назад
  • Большинство опрошенных стремятся «жить не хуже, чем большинство семей в их городе»
  • В будущее россияне смотрят с надеждой, тогда как двадцать лет назад большинство опрошенных испытывали тревогу
  • В потребительских планах россиян на 2013 год лидируют расходы на ремонт и туризм.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Самооценка материального положения россиян сегодня – существенно выше, чем год назад
  • Большинство опрошенных стремятся «жить не хуже, чем большинство семей в их городе»
  • В будущее россияне смотрят с надеждой, тогда как двадцать лет назад большинство опрошенных испытывали тревогу
  • В потребительских планах россиян на 2013 год лидируют расходы на ремонт и туризм.

МОСКВА, 18 января 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, с какими чувствами россияне начинают 2013 год, довольны ли жизнью, чего хотят добиться, как оценивают материальное
положение, какие прогнозы относительно его изменения строят, какие планы приобретений на 2013 год есть у россиян.

За последний год самооценка материального положения у россиян значительно улучшилась, достигнув максимальных значений за все время измерений: соответствующий индекс составил 68 пунктов (год назад - только 58). Сегодня хорошим свое материальное положение считают 12% (в январе прошлого года - 8%), средним - 72%. Тех, кто дает негативную оценку, стало меньше (с 20 до 16%).

Большинство россиян не ожидают существенных изменений своего материального положения в этом году. Таких респондентов стало чуть больше, чем прежде (с 57% в 2012 году до 59% в текущем). 22% опрошенных строят позитивные
прогнозы (в прошлом году таких было 17%). На треть меньше по сравнению с 2009 г. стало тех, кто ожидает ухудшения материального положения (с 32 до 12%). В том, что их финансовое положение не изменится, уверены в основном пожилые (69%) и селяне (62%). Улучшения ожидают, как правило, молодые россияне до 35 лет (36-42%) и жители крупных и средних городов (26-27%). Пессимистично смотрят в будущее респонденты старше 45 лет (15-18%) и жители городов-миллионников (17%).

Основную стратегию существования своей семьи россияне видят в том, чтобы «жить не хуже, чем большинство семей в их городе, районе» (58%). Для сравнения, в 1998 году такое стремление выражали 48% опрошенных. Каждая пятая семья стремится жить лучше большинства семей в их городе (18%), и лишь 13% стараются «выжить, пусть даже на самом примитивном уровне». Явно завышенную планку (жить не хуже или даже лучше, чем в США и Западной Европе) ставят себе 7% опрошенных.

Своей жизнью довольны 79% опрошенных: 9% признаются, что очень счастливы, 70% - скорее счастливы. Двадцать лет назад такую оценку респонденты давали вдвое реже (42%).

Новогодние каникулы для большинства опрошенных прошли хорошо: 78% ими удовлетворены (79%). Что касается расходов на новогодние праздники, то в этом году среднестатистическая российская семья потратила  уже 8.564 руб.

Среди крупных трат, которые россияне понесли в 2012 году, лидируют ремонт в квартире: расходы на строительные материалы и материалы для ремонта были у  12% опрошенных. Востребованными были расходы на образовательные услуги (9%). Внимание респонденты проявили и к авторынку: у 7% в списке серьезных приобретений фигурирует  автомобиль. Услуги рынка туристических услуг оказались востребованными 7% опрошенных, потратившихся на  туристическую путевку.  Немало и тех, кто в 2012 году  потратил деньги на технические устройства: мобильный телефон (8%), компьютер, телевизор (по 7%), видеокамеру и фототехнику (5%) и т.д. В меньшинстве - те, кто в ушедшем году инвестировал средства в  объекты недвижимости - квартиру (3%), земельный участок (2%), дачу (2%), гараж (2%), долю в строящемся доме (2%). Внимание к финансовым активам (пай в инвестиционном фонде и акции) - также оказалось невысоким (по 2% приобрели это в 2012 году).

В новом году в топе потребительских планов у россиян - также ремонт (20%). Следует ожидать внимания опрошенных к рынку туристических услуг, спрос на которые сегодня даже выше, чем год назад (16%). Почти каждый десятый намеревается обратить внимание на авторынок: приобрести автомобиль намерены 9% опрошенных. И ровно столько же планируют вложить деньги в образовательные услуги (9%). В десятку самых распространенных планов также входят покупка мебели (6%), а также технических устройств: видео- и фототехники (6%), компьютера, мобильного телефона (по 5%). Услугами фитнес-центров намерены воспользоваться 6%. 5% опрошенных планируют обратить внимание на рынок
недвижимости
, а именно - приобрести квартиру.

Заглядывая в ближайшее будущее, большинство россиян испытывают надежду (63%). Меньше тех, кто ощущает радостные ожидания (13%), но и тревога не свойственна большинству опрошенных (20%). По сравнению с 1992 годом, позитивные эмоции россияне стали испытывать куда чаще: тогда о радостных ожиданиях сообщали 2%, о надежде - 63%. Тревогу же двадцать лет назад испытывали вдвое чаще, чем теперь (с 42 до 20%).  

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 12-13 января 2013 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07