Аналитический обзор
Фото:
Медиа

СМИ: ЧТО НАМ ПОКАЗЫВАЮТ И ЧТО МЫ СМОТРИМ?

Фото:
Коротко о главном
  • На эти вопросы попытались ответить во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представившем сегодня данные исследований по СМИ на круглом столе в информационном агентстве «Росбалт»
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • На эти вопросы попытались ответить во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представившем сегодня данные исследований по СМИ на круглом столе в информационном агентстве «Росбалт»

МОСКВА, 6 июля 2004 г. Тема взаимоотношений СМИ и власти становится все более актуальной в российском обществе. Однако часто при освещении этой темы выпадает вопрос об отношении зрительской/читательской аудитории к тому, что предлагают ей современные российские масс-медиа. Вызывают ли интерес информационно-аналитические передачи? Нужен ли общественный, профессиональный или государственный контроль над эфиром и прессой? Кто должен осуществлять этот надзор? Образ какого россиянина формируют сегодня СМИ?

На эти вопросы попытались ответить во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представившем сегодня данные исследований по СМИ на круглом столе в информационном агентстве «Росбалт». В обсуждении приняли участие ведущие медиа-эксперты, представители органов государственной власти, известные журналисты.

Опросы ВЦИОМ показывают, что российские СМИ в целом позитивно оцениваются большинством россиян (53%). При этом уровень одобрения работы СМИ выше, чем многих государственных и общественных институтов (таких, например, как правительство, Государственная Дума, Совет Федерации, политические партии, правоохранительные органы).

В целом достаточно высок интерес к информационному и информационно-аналитическому вещанию. Треть опрошенных (31%) ежедневно смотрят по телевизору выпуски новостей и информационно-аналитические передачи на политические темы, еще примерно столько же (32%) смотрят несколько раз в неделю. Однако не мало и тех (35%), кто либо смотрит эти программы от случая к случаю, либо не смотрит вовсе. Как и следовало ожидать, существенно больший интерес эти программы вызывают у респондентов старших возрастных групп меньший – у молодежи.

Как отмечает директор по исследованиям ВЦИОМ Владимир Петухов, в оценках же качества информационно-аналитического вещания мнения россиян расходятся. С одной стороны, 38% респондентов считают, что новостные, информационные телепередачи в настоящее время стали интереснее (в большей или меньшей степени). Примерно столько же – 39% – считают, что особых изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону не произошло.

С другой стороны, значительное число россиян (65%) с большей или меньшей долей уверенности отмечают, что в последнее время новостные, информационные передачи разных общероссийских телеканалов делаются все более похожими друг на друга, одинаково комментируют события. Причем чаще других претензии по поводу чрезмерного сходства таких передач высказывают респонденты 35–44 лет (70%) и особенно 45–59 лет (82%).

Неоднозначную реакцию вызывает также вопрос об объеме информационно-аналитического телевещания. Существует точка зрения, что череда выборов породила усталость общества от политики и, соответственно, большинство россиян выступают за сокращение объема информационно-аналитического вещания. Опрос показал, что такая точка зрения действительно находит поддержку, но считать, что она безусловна, также было бы неправильно. За сокращение таких программ в пользу развлекательных, высказались 46% опрошенных, против – ровно столько же. Среди молодежи (18–24-х лет) «за» сокращение информационно-аналитического вещания чуть больше, чем в среднем среди всех опрошенных – 53%, а среди 45–59-летних, наоборот, чуть больше тех, кто «против» – 51%.

Вопрос о том, «какие программы телевидения лично у Вас вызывают наибольший интерес», в еще большей степени продемонстрировал, что особой усталости россиян от политики и, соответственно, информационно-аналитического вещания не наблюдается. Информационные и новостные программы вызывают наибольший интерес российской телеаудитории (их отметили 59% опрошенных). Существенно меньше, но также есть свои зрители у собственно аналитических программ (15%). На втором и третьем местах по числу заинтересованных телезрителей – отечественные и зарубежные фильмы(37%) и развлекательные передачи (32%).

Информационное вещание лидирует и в вопросе о том, каким программам должно уделяться больше внимания на российском телевидении. Также лидирующие позиции здесь занимают образовательные, детские, программы на военно-патриотическую тематику. И это при том, что интерес к этим программам сегодня сравнительно не высок. По всей видимости, это связано со слабой представленностью на нынешнем российском телевидении подобного рода программ и отсутствием реального выбора, в отличие, например, от программ развлекательного толка.

Вопрос о том, стали ли за прошедший год более независимыми сами журналисты или нет, фактически расколол респондентов. 42% опрошенных в той или иной степени уверены, что тележурналисты стали за прошедший год более самостоятельными в том, что относится к освещению текущих событий, а 36% респондентов с ними не согласны. Интересно, что наибольший скепсис в отношении независимости тележурналистов демонстрирует высоко доходная группа россиян. Так, в группе респондентов с доходами выше 5001 рублей в месяц 40% говорят, что она возросла, а 50%, что снизилась.

Также неоднозначную реакцию вызвал вопрос о том, кто должен решать, какая информация будет выходить на телеэкраны: 31% считает, что сами журналисты, 25%, – что государство, 19% – общественные советы и лишь 9% – собственники телеканалов. Во всех возрастных группах, кроме тех, кто старше 60 лет, отдают предпочтение журналистам, руководствующихся собственными профессиональными интересами. В самой старшей возрастной группе чаще считают, что решать такие вопросы должны принимать органы власти в интересах государства. В группах с доходами 3001–5000 и более 5001 рублей в месяц чаще доверяют принятие решения журналистам, в группах с меньшими доходами – государству. Также в самой высоко доходной группе существенно больше тех, кто отдает предпочтение собственнику телеканала.

Что касается цензуры на телевидении, то большинство опрошенных (62%) дает положительный ответ на этот вопрос. Было бы, однако, неправильным считать, что россияне выступают за тотальный контроль над СМИ и за восстановление политической цензуры. Так, программы на политические темы хотели бы подвергнуть цензуре 9% опрошенных, информационно-аналитические передачи – 5%. Главный же объект цензуры – это, прежде всего, секс, порнография (36%), а также боевики, насилие, жестокость, криминал (32%). Значимому числу россиян хотелось бы также «обуздать» рекламу (22%). То есть речь идет, главным образом, о так называемой «нравственной цензуре», а вовсе не о борьбе с инакомыслием на телевидении.

 

17-18 апреля и 26-27 июня 2004 г.Общероссийские опросы

Опрашивалось 1600 чел.Опрос проведен в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России.

интервью по месту жительства.

Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07