Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Кадр со съемок сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»/Пресс-служба START и Wink
Культура

«Слово пацана»: послесловие

Самый популярный отечественный сериал 2023 года достоверно отразил действительность и понравился абсолютному большинству зрителей.
Фото:
Коротко о главном
  • 83% россиян слышали о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте». Видели его 18%.
  • В 80% случаев сериал нравится зрителям.
  • 71% тех, кто видел или смотрит сейчас сериал, считают, что он достоверно показывает события позднего СССР.
  • 82% зрителей убеждены: сериал запрещать не нужно.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 83% россиян слышали о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте». Видели его 18%.
  • В 80% случаев сериал нравится зрителям.
  • 71% тех, кто видел или смотрит сейчас сериал, считают, что он достоверно показывает события позднего СССР.
  • 82% зрителей убеждены: сериал запрещать не нужно.

МОСКВА, 27 декабря 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте».

Лучше один раз увидеть…

«Слово пацана. Кровь на асфальте» — сериал, повествующий о непростой истории взросления подростков на фоне государственного и общественного кризиса, — стал ярким событием в отечественном кинематографе. Сериал вызвал волну обсуждений не только в сети, но даже среди политиков. В общей сложности о нашумевшем сериале слышали восемь из десяти россиян (83%).  К моменту опроса финальная серия уже вышла в прокат и сериал посмотрели или находились в процессе 18% россиян, то есть примерно каждый шестой. Иными словами, о сериале больше говорят, чем смотрят. Впервые услышали название сериала в ходе опроса 17% (среди старшей когорты — 33%, среди активных телезрителей — 44%).

Несмотря на то что сериал показывает события конца 1980-х годов (1989 г.), наибольший интерес к нему демонстрируют те, кто в это время еще не родился, —молодежь до 25 лет (97% знают о сериале, 40% смотрели). Возможно, их привлекает не столько история страны, сколько проблемы молодежи и судьбы героев, близких им по возрасту.

Повышенный интерес к сериалу сохраняется и в группе 25-44 лет (смотрели сериал 27-28%, знают о нем 90%), то есть среди тех, кто действительно может ностальгировать по эпохе конца Советского Союза. После 45 лет доля смотревших «Слово пацана» снижается до 13% в группе 45-59 лет и до 3% в группе старше 60 лет. Вероятно, это обусловлено привычками медиапотребления, так как сериал транслировался в онлайн-кинотеатрах и не был показан по традиционному телевидению.

  • Популярность сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» выше среди активных пользователей интернета (93% знают о нем, 25% смотрели или смотрят сейчас). Среди тех, кто предпочитает телевидение, сериал смотрели 2%, знают о нем 56%. Такие различия объясняются тем, что прокат сериала на ТВ состоится только будущей весной и пока его можно посмотреть только в онлайн-кинотеатрах или в сети.
  • Чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители знают или смотрели сериал «Слово пацана». Среди столичных жителей и жителей городов-миллионников уровень известности сериала составил 90% (vs. 77% на селе), лично смотрели его 22-28% (vs. 11% на селе).

«Слово пацана. Кровь на асфальте» удостоился высоких оценок зрителей: восемь из десяти отметили, что сериал им понравился (80%), и только 16% сказали обратное.

Дурной пример заразителен?

С первых серий сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» вызвал неоднозначную реакцию не только у зрителей, но и у политиков, общественных и культурных деятелей. Одни призывали немедленно запретить сериал, чтобы оградить от дурного влияния подрастающее поколение, другие, напротив, советовали смотреть его вместе с детьми, чтобы наглядно показать, к чему может привести «кривая» дорожка.

Те, кто лично смотрел сериал, отмечают: сериал достоверно отражает события тех лет (71%). Причем чаще так говорят те зрители, кто взрослел или был молодым в конце 80-х годов (среди 35-44-летних — 78%, среди 45-59-летних — 86%). А самые молодые зрители до 25 лет в 24% случаев не верят, что такие события могли происходить на самом деле.

Восемь из десяти россиян, смотревших сериал, выступили против запрета сериала (82%). Считают, что сериал может пагубно влиять на молодежь и лучше его запретить, 13% зрителей. Те, кто не смотрел, но слышал о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте», в 46% случаев также выступают против его запрета (поддерживают запрет 19%).

Феномен сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» не уникален, история отечественного кинематографа насчитывает не менее десятка фильмов в жанре криминал («Бригада», «Брат», «Бандитский Петербург» и пр.), которые в свое время вызывали волну критики и возмущений. Но сегодня мы считаем их культовыми.

22 декабря 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 22 декабря 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8078; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0184; коэффициент достижимости (КД)*** =0,0852. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Поговорим о кино. В последнее время много говорят о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте». Скажите, Вы слышали или нет о таком сериале? И если да, то смотрели его или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Слышал и смотрел / смотрю сейчас

18

17

18

40

28

27

13

3

Слышал, но не смотрел

65

68

62

57

62

63

72

64

Впервые слышу о таком сериале

17

14

20

3

10

9

14

33

Затрудняюсь ответить

0

1

0

0

0

0

1

0

Поговорим о кино. В последнее время много говорят о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте». Скажите, Вы слышали или нет о таком сериале? И, если да, то смотрели его или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Активные телезрители

Активные потребители телевидения и интернета

Активные потребители интернета

Не пользуются интернетом и телевидением

Слышал и смотрел/ смотрю сейчас

18

2

18

25

0

Слышал, но не смотрел

65

53

66

68

47

Впервые слышу о таком сериале

17

44

15

7

48

Затрудняюсь ответить

0

1

0

0

5

Вам понравился или нет сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто смотрел)

Очень понравился

31

Скорее понравился

49

Скорее не понравился

8

Совсем не понравился

8

Затрудняюсь ответить

4

Одни говорят, что сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» достоверно отражает события советского времени 80-х годов. Другие говорят, что сериал далек от истории, ничего похожего в то время не было. А что думаете Вы?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто смотрел)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Сериал достоверно отражает события тех лет

71

53

63

78

86

73

Сериал далек от истории, ничего похожего в то время не было

11

24

6

10

6

17

Затрудняюсь ответить

18

23

31

12

8

10

Есть мнение, что сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» может пагубно влиять на молодежь и лучше его запретить. Как Вы думаете, сериал лучше запретить или запрещать его не нужно?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто слышал и/или смотрел)

 

Все опрошенные

Слышал и смотрел / смотрю сейчас

Слышал, но не смотрел

Сериал лучше запретить

17

13

19

Сериал запрещать не нужно

54

82

46

Затрудняюсь ответить

29

5

35

Константин Абрамов
Генеральный директор Фонда ВЦИОМ

«В последнее время мы все чаще фиксируем запрос к возвращению воспитательной политики и осмыслению обществом тех культурных кодов, традиций, которые мы хотели бы передавать нашим детям. Кто те герои, на кого должно ориентироваться современное поколение молодых людей? А главный запрос молодого и более старших поколений к ЛОМам и культурным произведениям — на честность.  Сериал воспринимается как реальное отражение действительности, там есть и грязь, и чистота, герои не «лубочные», неоднозначные, что-то в них нравится, что-то категорически не воспринимается. Я бы рекомендовал его к просмотру с подрастающим поколением, которое родилось в благополучные 2000-е и часто критически воспринимает информацию от старших поколений о тотальном безверии и беспределе эпохи второй половины 80-х и начала 90-х годов».


26 апреля 2024
Алексей Верижников
Директор ВЦИОМ-Консалтинг

Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» очень понравился и скорее понравился 80% из числа посмотревших его. Большинство (54%) считают, что его не нужно запрещать. 17% придерживаются противоположной точки зрения. Сериал нужно рассматривать не с точки зрения оценочных суждений — «хорошо» или «плохо», — а в контексте исторически сложившегося «культурного кода».

В СССР во время индустриализации происходила «смычка города и деревни». Бывшие деревенские жители массово переезжали в города, начинали работать на заводах и фабриках, переодевались в городскую одежду, но ментально горожанами не становились. Из «деревенского» в их головах было «держаться за своих» и «не доверять чужим». Их дети воспринимали логику «свои против чужих» буквально. Двор, квартал, микрорайон превращались в аналоги деревни. За деревенской околицей — чужие, враги. А на врагов для добывания славы нужно делать набеги. Или же отбивать набеги жителей «соседней деревни», переступивших символическую черту на асфальте.

Казанская история 1980-х — вариант гипертрофированный. В «лайтовом» варианте такое происходило по всей стране. Например, в Москве в 1970-е «зюзинские» дрались с «чертановскими» за невидимую межу, проходившую через Битцевский лесопарк. С каждой стороны собирались «на стрелке» в лесопарке человек по сто. Иногда это было «стоянием на Угре», когда стороны ограничивались выкрикиванием оскорблений и киданием друг в друга камней и комьев сухой глины. После чего, довольные собой, расходились, сочинив каждый свою версию победы. А иногда был вполне себе реальный массовый кулачный бой — стенка на стенку, деревня на деревню, «деревня Зюзино vs деревня Чертаново».

Экономики в этих борениях за «линию на асфальте» не было (если не считать отъем мелочи из карманов «чужих»), но формировались кланы под общим симоволическим названием «ребята с нашего двора». И когда началась перестройка с превращением России из экономики промышленных гигантов в «экономику ларьков и барахолок», «гаражную экономику», повзрослевшие «дворовые комбатанты», доверявшие друг другу и готовые стоять плечом к плечу против «чужих», образовали основные «ячейки» социума. Причем совершенно необязательно шли они в бандиты. В большинстве случаев это был просто тот или иной «малый бизнес», где во главе стоял бывший дворовый «главный авторитет» с наиболее крепкими кулаками и наибольшей дерзостью, а «персонал» составляла его бывшая «бригада» по подвигам «на районе». Эти персонажи намного больше походили на героев Островского и Лескова, чем на «хрестоматийного прогрессивного капиталиста», которого в 1990-е годы пыталось конструировать на своих страницах издательство «Коммерсант».


26 апреля 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07