Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Zoonar/Imago/ТАСС
Культура

Скажи мне, кто твой друг?

Постепенно в современном обществе стирается большинство социальных различий, мешающих нам дружить с другими людьми. Существенным ограничением для дружбы остается только различие в религиозной принадлежности.
Фото:
Коротко о главном
  • Дружба между представителями разных поколений по-прежнему встречается в российском обществе так же часто, как и дружба между мужчинами и женщинами (87% и 85% соответственно).
  • Сложнее всего при выстраивании дружеских отношений преодолеваются конфессиональные различия.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Дружба между представителями разных поколений по-прежнему встречается в российском обществе так же часто, как и дружба между мужчинами и женщинами (87% и 85% соответственно).
  • Сложнее всего при выстраивании дружеских отношений преодолеваются конфессиональные различия.

МОСКВА, 28 июля 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования на тему дружбы.

Логично предположить, что люди по своей природе тянутся к себе подобным и выстраивают взаимодействие с теми, кто находится на той же социальной ступени, разделяет их ценности и взгляды. Однако в действительности все обстоит сложнее: российский опыт показывает, что в дружбе скорее нет места предрассудкам и стереотипам. Дружить с непохожими на себя людьми постепенно становится новой нормой: за последние 12 лет наблюдается почти двукратный прирост доли россиян, в чьем дружеском окружении присутствуют люди другого пола, поколения, вероисповедания, социального статуса, а также другой национальности. Полученные данные свидетельствуют о серьезных сдвигах в восприятии так называемого Другого, позволяющих считать, что российское общество становится гораздо более открытым и толерантным в сравнении с прошлым.

Легче всего при выстраивании дружеских взаимоотношений преодолеваются возрастные и гендерные различия, в то время как конфессиональные различия (несмотря на позитивную динамику) по-прежнему остаются главными барьерами для дружбы, чего нельзя сказать о достаточно близкой к религии категории — национальности. Судя по полученным ответам, на национальную принадлежность друга сегодня обращают столько же внимания, сколько и на его социальное положение. Примечательно, что среди жителей Северо-Кавказского федерального округа, региона с особым этническим разнообразием, в силу культурных особенностей более распространена межнациональная дружба, нежели дружба между полами.

Более чем у трети россиян (это втрое больше в сравнении с 2013 г.) дружеские связи отличаются максимальным разнообразием, они дружат буквально со всеми, невзирая ни на какие различия. Столь богатым социальным капиталом чаще могут похвастаться россияне с высшим и неоконченным высшим образованием, мужчины и старшие миллениалы. Максимальную избирательность в дружбе демонстрируют представители самого старшего поколения (оттепели), что объясняется не столько предрассудками, сколько сужением круга общения с возрастом.

Автор: Людмила Богомазова

18 июля 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 18 июля 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7508; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0155; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0821.

Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, у Вас среди друзей есть или нет…

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2013*

2019

2025

Люди другого поколения: существенно младше или старше Вас?

Есть

50

84

87

Нет

49

15

12

Затрудняюсь ответить

1

1

1

Люди противоположного пола?

Есть

43

82

85

Нет

56

18

14

Затрудняюсь ответить

1

0

1

Люди другой, нежели у Вас, национальности?

Есть

39

64

70

Нет

59

35

28

Затрудняюсь ответить

2

1

2

Люди, чей уровень дохода резко отличается от Вашего?

Есть

45

69

69

Нет

53

29

27

Затрудняюсь ответить

2

2

4

Люди другого, нежели у Вас, вероисповедания?

Есть

30

52

58

Нет

67

46

39

Затрудняюсь ответить

3

2

3

* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

 

Избирательность в дружбе*

(в %)

 

2013**

2019

2025

Дружат, невзирая ни на какие различия (из пяти протестированных в исследовании)

13

34

37

Остальные (дружат более избирательно / затруднились ответить)

87

66

63

* Рассчитана на основе ответов россиян на вопрос: «Скажите, у Вас среди друзей есть или нет…?»

** До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

 

Избирательность в дружбе*

(в %)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Дружат, невзирая ни на какие различия (из пяти протестированных в исследовании)

37

41

34

Остальные (дружат более избирательно / затруднились ответить)

63

59

66

* Рассчитана на основе ответов россиян на вопрос: «Скажите, у Вас среди друзей есть или нет…?»

 

Избирательность в дружбе*

(в %)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Дружат, невзирая ни на какие различия (из пяти протестированных в исследовании)

37

36

38

47

42

32

13

Остальные (дружат более избирательно / затруднились ответить)

63

64

62

53

58

68

87

* Рассчитана на основе ответов россиян на вопрос: «Скажите, у Вас среди друзей есть или нет…?»

Валерий Фёдоров
Генеральный директор Аналитического центра ВЦИОМ, декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ

«Наше общество, как показывает свежее исследование ВЦИОМ, становится все более современным! В обществе традиционном существуют жесткие границы, задаваемые как аскриптивными (неизменяемыми, данными при рождении) характеристиками людей, так и дескриптивными (приписываемыми, а потому изменчивыми), связанными с социальным устройством. Пример первых – пол и возраст, вторых – национальная, конфессиональная, сословная и профессиональная принадлежность. В современном обществе аскриптивные характеристики размываются (почти все становится возможно изменить, хотя бы внешне), а дескриптивные – тем более. Жесткость социальных перегородок исчезает, все становится текучим, подвижным, неопределенным. Этот процесс тесно связан с урбанизацией, ростом численности населения, индивидуализацией и экспансией рынка во все уголки нашей жизни. Глубина и интенсивность человеческих отношений, включая дружбу и любовь, в эпоху «текучей Современности» неизбежно ослабевает. Друзья зачастую превращаются во «френдов»: их становится больше, но ценность каждого из них снижается. Одновременно исчезают и ограничения прошлой эпохи: выясняется, что мужчина вполне может дружить с женщиной, подросток – со стариком, русский – с чеченцем, иудей – с язычником и так далее. И быстрее всего эти изменения, как и положено, принимает молодежь».

Перейти к странице эксперта


28 июля 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07