Для наших сограждан неприемлемы в первую очередь шутки на темы трагедий — геноцида, войны, трагедий близких, смерти. Это говорит о глубоком уважении к исторической памяти и коллективным травмам, а также к потрясениям и утратам в жизни других. Шутки на эти темы, по-видимому, не только маркируют безнравственность, но и воспринимаются как обесценивание боли и страданий, которые пережили люди.
В один ряд с этими темами россияне поставили и шутки над внешностью другого человека, физическими увечьями, болезнями — эти аспекты люди почти никогда не могут контролировать или изменить, что делает такие шутки особенно чувствительными.
В число других выраженно табуированных тем опрошенные включили религиозные ценности и национальность. Часто это не только важные личные вопросы, касающиеся социальной и культурной идентичности, но и предмет дискриминации. Такие шутки могут быть восприняты как расизм или ксенофобия. Особенно чувствительны такие темы в многонациональных обществах, к которым относится и Россия.
В топ-10 запретных тем попали шутки про бедность и высмеивание переживаний других людей. Бедные в российской культуре всегда занимали особое место, это категория, которой нужно помогать, часто люди не в силах преодолеть финансовые трудности самостоятельно, вероятно, поэтому шутки на эту тему так остро воспринимаются обществом.
Недопустимость юмора в адрес переживаний других людей, скорее всего, связана с обесцениванием чужих чувств. Эмоции — это сфера глубоко личного, душевного, о чем порой трудно говорить (открыть душу). Россияне признают это и считают такие шутки недопустимыми. Сфера переживаний в условном рейтинге запрещенных шуток обходит чужие мечты, имена и фамилии, профессии, увлечения, одежду и даже выбор партнера.
О чем еще россияне не готовы шутить? Опрос показал, что тема зависимостей — наркомания, алкоголизм (традиционно порицаемых обществом пороков) — для наших сограждан оказалась более «сакральной», чем экономика страны или политика. Возможно, здесь есть определенная эмоциональная нагрузка, многие могут иметь прямой или косвенный опыт столкновения с этими проблемами.
Более лояльны россияне к шуткам об истории, политике, экономике, ошибках в речи или при письме, уровне образования, личной жизни, старении, сексуальной ориентации, чужих мечтах, хобби, профессиях, именах и фамилиях. Все эти темы объединяет наличие в российской культуре традиций подобных шуток, известен политический юмор, шутки над грамматическими ошибками, шутки о профессиях и пр., что и делает их, вероятно, более привычными.
Сравнение с 2015 г. показало: российское общество становится менее чувствительным к ряду тем, которые ранее считались неподходящими для юмора. Не потеряли своих позиций в рейтинге антитем для шуток массовые трагедии, затрагивающие жизни и судьбы многих людей. Некоторое снижение в отношении войны, вероятно, связано с тем, что общество постепенно привыкает к обсуждению этой темы в различных контекстах. В числе однозначно запрещенных тем остаются внешность, физические увечья и болезни. Остальные темы стали менее табуированными, что может быть объяснено как культурными сдвигами, так и развитием интернета, где границы допустимого юмора часто размываются.
В целом запретные для шуток темы отражают глубинные социальные и культурные ценности российского общества, связанные с уважением, состраданием, социальной справедливостью, солидарностью и исторической памятью.
Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого |
Подавляющее большинство россиян придерживаются мнения, что соблюдение норм этики должно быть важнее, чем свобода самовыражения, когда речь идет о юморе. Иными словами, моральные и этические нормы в восприятии юмора играют ключевую роль, они важнее личной свободы в выборе тем для шуток. В два раза чаще о приоритете самовыражения говорят молодые россияне (зумеры и младшие миллениалы), вероятно, это влияние интернет-среды (с ее размытыми границами допустимого юмора), которая стала неотъемлемой частью их взросления и становления.
Отношение к «запретным» темам в юморе напрямую зависит от приоритетов человека: если он ставит свободу самовыражения выше этических норм, то воспринимает больше тем как допустимые для шуток, включая трагедии, смерть и чувства других. Напротив, те, кто считает важнее соблюдение моральных границ, чаще отвергают юмор на эти болезненные темы.
Автор: Татьяна Смак
Как Вам кажется, в какой степени Вы обладаете чувством юмора?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
| 1998* | 2000* | 2015* | 2021 | 2025 |
В большой степени | 24 | 29 | 29 | 40 | 42 |
В некоторой степени | 53 | 54 | 50 | 45 | 44 |
В малой степени | 17 | 13 | 13 | 9 | 9 |
Практически лишен чувства юмора | 6 | 4 | 5 | 4 | 3 |
Затрудняюсь ответить | -** | -** | 3 | 2 | 2 |
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
** Вариант «Затрудняюсь ответить» не был включен в список ответов.
Над чем, на Ваш взгляд, нельзя шутить? Я буду зачитывать варианты, а Вы отмечайте подходящие ответы
(закрытый вопрос, любое кол-во ответов, % от всех опрошенных)
| 2015* | 2025 |
Геноцид, эпидемии, катастрофы, теракты | 58 | 61 |
Трагедии близких людей | 61 | 59 |
Война, жертвы войны | 63 | 58 |
Внешность, физические увечья, болезни | 56 | 57 |
Религиозные ценности | 57 | 47 |
Национальные различия, национальность | 44 | 34 |
История России | 37 | 29 |
Политика, правительство, Путин | 25 | 24 |
Чужие мечты | 28 | 23 |
Имена и фамилии людей | 27 | 22 |
Экономические и социальные проблемы России | 22 | 16 |
Над всем перечисленным нельзя | 25 | 21 |
Другое | 1 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 2 |
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
«Рост числа людей, полагающих, что они обладают чувством юмора (что не всегда значит, что это действительно так) говорит только об одном – оно становится своеобразной «социальной валютой». Это качество мы стали эксплуатировать практически везде для того, чтобы выставить себя в лучшем свете, более значимым на работе, в семье, среди друзей, в социальных сетях, в публичной коммуникации. И напротив, человек без этой черты в своем образе, вероятно, стигматизируется в глазах окружающих. Подчеркивая наличие чувства юмора и остроумия, мы стремимся создать вокруг себя ореол человека с развитым эмоциональным интеллектом, превосходящего в этом качестве других.
Но самооценка часто расходится с реальными «комедийными» навыками. Это происходит, поскольку мы не всегда способны адекватно оценить состав аудитории, с которой мы взаимодействуем. И мы не всегда способны уловить контекст, в котором находится в настоящий момент даже хорошо знакомая тусовка, не говоря уже о массовых аудиториях. То, над чем мы смеемся в дружеской компании, вполне может вызвать непонимание или даже агрессию в компании малознакомых людей. Это говорит о том, что универсального юмора не существует – как не бывает и универсальных ситуаций, когда можно и нужно проявлять остроумие; как не бывает и тем, над которыми можно шутить без оглядки».
Перейти к странице эксперта