МОСКВА, 27 ноября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян об информационной безопасности школьников.
Кто в ответе: семья или школа? |
Информационная безопасность детей является важным компонентом их общего благополучия, неотъемлемой частью их защиты в цифровую эпоху. Особую актуальность вопросы цифровой гигиены и защиты от дезинформации приобретают в последние годы, в том числе это касается и подрастающего поколения. Опрос ВЦИОМ показал: родители, бабушки/дедушки школьников в 37% случаев отмечают, что в последние 2-3 года их дети или внуки сталкивались с недостоверной информацией, этот показатель можно назвать достаточно высоким, даже тревожным. Основным источником распространения такой информации стал всемирная сеть — 22% сообщили, что она была получена на интернет-сервисах и сайтах, 19% — в социальных сетях. Далее с показателем 11% следует телевидение, а за ним — неформальные источники, личное общение: каждый десятый ответил, что недостоверная информация была получена от сверстников, друзей (10%), еще 6% — от знакомых, родственников. Иными словами, наибольшим риском получения недостоверной информации для школьников обладает онлайн-среда.
Меньше половины сообщили, что их дети/внуки не встречали недостоверную информацию (45%), еще 18% не смогли с уверенностью ответить на этот вопрос.
|
Создание безопасной информационной среды для детей — непростая задача, требующая совместных усилий всех субъектов образования и воспитания. По мнению россиян, в семьях которых есть школьники, защита детей от недостоверной информации — ответственность нескольких сторон, но роль основного «информационного фильтра» должны играть в первую очередь семья (70%) и школа (36%). Четверть опрошенных возлагают ответственность на федеральную власть в целом (25%), в меньшей степени решения этого вопроса ждут от Министерства просвещения (14%) и правоохранительных органов (10%). Лишь малая часть опрошенных считают, что за это должен быть ответственен сам ребенок (6%).
Новости образования |
Согласно полученным результатам, абсолютное большинство россиян в той или иной степени интересуются новостями о российском школьном образовании (86%), в том числе 29% внимательно следят за такого рода информацией, а 57% обращают на нее внимание при случае. Другими словами, в обществе преобладает фоновый интерес к новостям о школьном образовании.
Уровень фокусированного интереса к данной теме выше среди женщин (35% vs. 21% среди мужчин) и представителей старшего поколения 60+ (38%), а фонового — среди молодежи 18-34 лет (64-69%) и жителей Москвы и Санкт-Петербурга (72%). |
В первую очередь россияне доверяют отраслевым источникам о школьном образовании — учителям, администрации школ и официальным информационным ресурсам (52% и 43% соответственно от числа тех, кто интересуется новостями образования). Более четверти отметили, что доверяют информации от близких, друзей, знакомых (27%), еще 16% — неофициальным источникам.
На предпочтения и доверие разным источникам информации об образовании влияет пол, возраст и уровень образования.
|
Спектр тем, привлекших в последнее время внимание россиян к теме образования, достаточно широк. В числе самых популярных ответов — новости об образовательных реформах, изменениях в учебном плане (35% от числа интересующихся), о безопасности, происшествиях в школах (31%), программах обучения и образовательных стандартах (30%). Примерно четверть опрошенных назвали такие темы, как воспитание в школах, подготовка к поступлению в вузы и состояние школьных зданий (по 26%). Каждого пятого привлекли новости о профориентации, помощи в выборе карьеры (22%), взаимодействии школы с родителями (22%), а также информация о дополнительных образовательных программах (21%).
Образовательные реформы и программы обучения чаще привлекают внимание россиян с высшим и неполным высшим образованием (40% и 35% соответственно). Подготовка к поступлению в вузы и экзамены в первую очередь интересует женщин (31% vs. 20% среди мужчин), молодежь 18-24 лет, то есть, абитуриентов/студентов (35%), а также представителей старшего поколения 60+ лет (32%). Последние также чаще других смогли вспомнить новости, связанные с воспитанием в школах (34%) и взаимодействием школы с родителями (29%). |
О медиаграмотности россиян |
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что у россиян скорее сформированы навыки медиаграмотности и критического осмысления информации, по крайней мере это касается новостей о российском образовании. В ходе опроса 73% наших сограждан ответили, что, если какая-либо информация покажется им недостоверной, они ее перепроверят.
Надежность в таком случае гарантируют отраслевые источники — официальные интернет-ресурсы системы российского образования (сайт, аккаунты Министерства просвещения и другие) — 45%. Каждый третий ответил, что проверит достоверность информации у учителя и администрации школы (31%). Следом с большим отрывом идут неформальные источники — близкие и друзья (16%), каждый десятый обратится к неофициальным интернет-ресурсам (10%) или к телеграм-каналам, чатам школьных и родительских сообществ (9%). Признались, что не стали бы перепроверять сомнительные новости об образовании, 23%.
|