Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Андрей Любимов/РБК/ТАСС
Общество

Семейное счастье — в руках работодателя?

Материал разработан специально к Году семьи.
Фото:
Коротко о главном
  • Каждый второй россиянин (50%) убежден, что семейная жизнь сотрудников может быть объектом интереса работодателей только в случаях, когда работники сами проявляют инициативу или обращаются за получением помощи.
  • Высокая загрузка на работе для 58% россиян становилась причиной вынужденного откладывания отпуска или отказа от участия в важных семейных событиях в течение последних 2-3 лет.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Каждый второй россиянин (50%) убежден, что семейная жизнь сотрудников может быть объектом интереса работодателей только в случаях, когда работники сами проявляют инициативу или обращаются за получением помощи.
  • Высокая загрузка на работе для 58% россиян становилась причиной вынужденного откладывания отпуска или отказа от участия в важных семейных событиях в течение последних 2-3 лет.

МОСКВА, 25 марта 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения в авторском обзоре Елены Михайловой, советника генерального директора ВЦИОМ, представляет результаты опроса о том, как россияне оценивают участие работодателей в поддержке института семьи.

Вмешательство в семейную жизнь: границы допустимого

Один из показателей компании с развитой корпоративной культурой — это отношение работодателя к своим сотрудникам и их семьям. Сегодня «семейная социальная ответственность» стала как неотъемлемой частью социальных проектов компаний, так и важным условием повышения устойчивости семей на фоне внешних вызовов. 

Тем не менее ожидается, что внимание со стороны работодателей не будет навязчивым. Далеко не все готовы делиться информацией о своей семейной ситуации: каждый второй россиянин (50%) считает, что работодатель может интересоваться жизнью и семьей сотрудников, только если они сами о ней рассказывают и просят какого-либо участия или поддержки. Однако для работников важно понимание, что в сложных жизненных ситуациях они могут рассчитывать на понимание и поддержку со стороны руководства компании. 

Исследование подтверждает устойчивость трендов, касающихся большей закрытости молодежи по отношению к формальным группам. Среди не достигших 25-летнего возраста 64% считают, что работодатель не должен целенаправленно проявлять интерес к их личной жизни. На формирование таких взглядов влияют особенности первичной профессиональной социализации (устойчивые профессиональные связи внутри коллективов в этот период жизни только формируются), а также высокая мобильность молодежи на рынке труда.

В целом позиция «умеренного участия» работодателя ближе гражданам с высшим и незаконченным высшим образованием (57%), а также в социальных средах с меньшей устойчивостью социальных связей (в обеих столицах и городах-миллионниках доли сторонников такой позиции составляют 59% и 62% соответственно).

Противоположной точки зрения («работодатель должен всегда знать, как живут его сотрудники») чаще придерживаются представители поколения, чья социализация проходила в период коллективных практик — среди достигших 60-летнего рубежа такого мнения придерживается более трети россиян (34%). Полностью же разделить свое личное и рабочее пространство хочет четверть наших сограждан, а в группе 25-44-летних доля выступающих против вмешательства работодателя в семейную жизнь составляет 30%.

Баланс между работой и личной жизнью как основа стабильности семьи

В течение последних лет работодатели все чаще убеждаются в важности поддержания ментального здоровья сотрудника, его общей удовлетворенности жизнью. Достичь этого невозможно, если сотрудник постоянно испытывает чувство вины перед близкими из-за нехватки времени на семью. В этой связи работодатель осознает важность сохранения баланса между рабочим и личным временем сотрудников. Порой компания старается делать это даже вопреки стремлению сотрудников двигаться по карьерной лестнице и получать дополнительный заработок. 

Несмотря на приоритетность концепции work-life balance, 58% россиян в последние годы сталкивались с неготовностью начальства пойти навстречу при необходимости взять отпуск в конкретные даты или принять участие в важном семейном событии, причем у 28% такого рода проблемы возникают регулярно. Наиболее часто в подобных ситуациях оказывается молодежь в возрасте до 35 лет (75%). Как правило, это представители молодых семей, в которых возможность провести время с супругом, разделить с детьми эмоции на фоне значимых событий, пообщаться со старшим поколением являются важным условием внутрисемейной гармонии и взаимопонимания. Зачастую профессиональный статус таких сотрудников, готовность взять на себя ответственность за решение большого объема задач, и существующая проблема дефицита коммуникационных компетенций не позволяют успешно урегулировать решение возникающих вопросов с работодателем.

Семьи с детьми — объект особого внимания

Добровольное включение работодателей в процесс реализации демографической и семейной политики носит поступательный характер — позитивные изменения заметили 18% россиян (в то время как 52% не видят каких-либо значимых перемен).  Наиболее ощутимы эти изменения для россиян с высоким уровнем дохода (26%) — как правило, они работают в крупных компаниях, выступающих драйверами развития семейной корпоративной политики.

Строить карьеру или уйти с головой в работу становится сложнее при появлении детей. Речь идет не только об отпуске по уходу за ребенком или больничных, а в первую очередь о необходимости повседневных временных затрат на участие в творческом, физическом, духовно-нравственном развитии ребенка. Более половины россиян убеждены: работодатель должен особо выделять категории сотрудников, воспитывающих несовершеннолетних детей, предоставляя им дополнительную поддержку и отдельные преференции (58%). Однако более трети (36%) считают более справедливым равенство условий для всех сотрудников.

Респонденты в возрасте 18-24 лет чаще не имеют четких представлений о возможных мерах поддержки семей со стороны компаний, так как у них зачастую еще нет ни детей, ни опыта длительного взаимодействия с работодателями. В контексте семейной политики особо важно информационное взаимодействие работодателей с молодежной аудиторией, представители которой не только являются потенциальными (или уже реальными сотрудниками), но и вступают в период активной фертильности. Возможность не остаться наедине со своими проблемами и получить дополнительную поддержку в случае появления нового члена семьи — не только важный фактор формирования индивидуальных репродуктивных стратегий, но и одна из составляющих бренда компании как работодателя.

Таким образом:

  • От работодателей ждут готовности поддержать семьи сотрудников в случае возникновения соответствующих запросов и потребностей.  Реализация таких программ постепенно становится фактором выбора работодателей, формирования лояльности к бренду компании.
  • Степень вовлеченности работодателей в вопросы реализации семейной политики влияет на психологический климат в семьях сотрудников, способствует повышению устойчивости семьи.
  • Семьи с детьми характеризуются особыми потребностями — справедливым считается особое внимание к потребностям таких сотрудников со стороны работодателей.

Подробнее о трендах и лучших практиках реализации семейной политики работодателями — в аналитическом бюллетене.

 

 

25 февраля 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 25 февраля 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7967; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0146; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0753. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Какая из точек зрения Вам ближе?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Работодатель всегда должен знать, как живут его сотрудники, какие у них ситуации в семье

20

22

19

6

12

13

22

34

Работодатель может интересоваться жизнью и семьей сотрудников, только если они сами о ней рассказывают и просят какого-либо участия или поддержки

50

47

52

64

54

54

50

41

Жизнь вне работы и семейная ситуация — это личное пространство сотрудников, работодатели не должны ими интересоваться

25

26

24

28

30

30

24

18

Затрудняюсь ответить

5

5

5

2

4

3

4

7

Скажите, за последние 2-3 года у Вас или членов Вашей семьи бывали или нет ситуации, когда в связи с загрузкой на работе приходилось откладывать отпуск, пропускать важные семейные события? Если да, то как часто?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Очень часто

13

15

12

16

17

19

13

7

Скорее часто

15

15

15

21

20

17

16

8

Скорее редко

17

17

17

25

23

17

17

11

Очень редко

13

13

12

13

15

13

14

10

Такого не бывало

35

33

36

24

22

32

37

46

Нет работающих членов семьи

4

4

3

0

0

0

1

11

Затрудняюсь ответить

3

3

5

1

3

2

2

7

С каким из приведенных ниже суждений Вы согласны в большей степени?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Работодатель должен предоставлять дополнительную поддержку сотрудникам, у которых есть несовершеннолетние дети

58

58

58

55

54

52

59

64

Все сотрудники должны быть равными в рабочих условиях, независимо от наличия у них детей

36

36

36

42

42

42

38

26

Затрудняюсь ответить

6

6

6

3

4

6

3

10

С каким из приведенных ниже суждений Вы согласны в большей степени?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть дети до 7 лет

Есть дети от 8 до 18 лет

Есть дети от 19 лет до 24 лет

Есть дети старше 25 лет

Нет детей

Работодатель должен предоставлять дополнительную поддержку сотрудникам, у которых есть несовершеннолетние дети

58

57

60

53

63

52

Все сотрудники должны быть равными в рабочих условиях, независимо от наличия у них детей

36

37

37

39

30

42

Затрудняюсь ответить

6

6

3

8

7

6

С каким из приведенных ниже суждений Вы согласны в большей степени?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Холост (не замужем)

Женат (замужем)

Живем вместе, но официально не состоим в браке

Живем порознь, но не разведены

Разведен (разведена)

Вдовец (вдова)

Работодатель должен предоставлять дополнительную поддержку сотрудникам, у которых есть несовершеннолетние дети

58

55

58

57

68

65

58

Все сотрудники должны быть равными в рабочих условиях, независимо от наличия у них детей

36

39

37

40

29

31

33

Затрудняюсь ответить

6

6

5

3

3

4

9

Как Вы думаете, в последние 3-5 лет работодатели…

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Стали больше учитывать потребности работников с детьми

18

17

18

23

21

20

15

15

Стали меньше учитывать потребности работников с детьми

9

9

8

14

6

9

8

9

Ничего не изменилось

52

54

51

37

60

58

59

44

Затрудняюсь ответить

21

20

23

26

13

13

18

32

Как Вы думаете, в последние 3-5 лет работодатели…

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть дети до 7 лет

Есть дети от 8 до 18 лет

Есть дети от 19 лет до 24 лет

Есть дети старше 25 лет

Нет детей

Стали больше учитывать потребности работников с детьми

18

19

16

17

14

23

Стали меньше учитывать потребности работников с детьми

9

8

10

10

9

7

Ничего не изменилось

52

63

62

58

50

46

Затрудняюсь ответить

21

10

12

15

27

24

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07