Фото: Сергей Шахиджанян/ТАСС
Мир

Сделано в России

Россия — один из ключевых экспортных игроков на постсоветском пространстве. Наибольшим спросом у зарубежных потребителей пользуются российские продукты питания, одежда и обувь, бытовая химия и строительные материалы.
Фото:
Коротко о главном
  • Жителям шести из девяти анализируемых постсоветских стран Россия видится основным экономическим партнером.
  • В четырех из девяти анализируемых стран Россия возглавляет рейтинг приоритетных стран для налаживания товарообмена.  
  • Наибольшим спросом товары российского производства пользуются в Кыргызстане и Казахстане.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Жителям шести из девяти анализируемых постсоветских стран Россия видится основным экономическим партнером.
  • В четырех из девяти анализируемых стран Россия возглавляет рейтинг приоритетных стран для налаживания товарообмена.  
  • Наибольшим спросом товары российского производства пользуются в Кыргызстане и Казахстане.

МОСКВА, 20 октября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты исследования об экспортном потенциале России.

Ключевой экономический партнер

Со странами бывшего СССР Россию связывают не только общие страницы истории, членство в международных организациях, но и многолетние союзнические отношения, в том числе экономические. Статус России как одного из крупнейших экспортеров в регионе подтверждает недавнее заявление В.В. Путина о росте товарооборота России со странами СНГ на 7% — до 112 млрд долларов в 2024 г. Межстрановое исследование АЦ ВЦИОМ, проведенное на постсоветском пространстве (Беларусь, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Казахстан), также свидетельствует о ведущей роли России в поддержании устойчивого развития региона. Наша страна возглавила народный рейтинг ключевых экономических партнеров в шести из девяти анализируемых стран.

Перспективы экономического сотрудничества

Россия видится не только ключевым экономическим союзником в настоящем, но и перспективным партнером для налаживания сотрудничества и товарооборота в будущем. Внешнеэкономические векторы напрямую зависят от политического курса той или иной страны и отражают ее стремление к диверсификации торговых связей или, напротив, к углублению сотрудничества с давними партнерами. Другими словами, экономическое сотрудничество — вопрос не только взаимной выгоды, но и политических симпатий. Чаще всего перспективным партнером Россию считают в Кыргызстане и Казахстане (по 59%), реже всего — в Молдове (20%) и Грузии (15%). Именно эти страны являются лидерами (а в случае с последними двумя — «аутсайдерами») по потреблению российских товаров. Расчетный индекс востребованности российских товаров за рубежом* в Кыргызстане и Казахстане составил 40,4 и 37,8 балла соответственно из максимально возможных 100, в Грузии и Молдове — только 10,8 и 7,2 балла соответственно.

Какие российские товары востребованы за рубежом?

Наиболее востребованные российские товары на постсоветском пространстве — продукты питания. Их основные потребители (наряду с Казахстаном и Кыргызстаном) — Армения и Азербайджан, более половины жителей которых за последние два-три года приобретали продукты питания российского производства (62% и 59% соответственно). Бытовая химия российского производства также входит в тройку самых популярных категорий товаров в большинстве анализируемых стран (исключение — Кыргызстан и Узбекистан), наибольшая доля покупателей в Казахстане (54%) и Беларуси (41%). В одежду российских брендов чаще других одеваются жители Казахстана (50%), Таджикистана и Армении (по 43%), а также — несмотря на развитую отечественную легкую промышленность, — Беларуси (35%). Строительные материалы из России наиболее востребованы в Кыргызстане (57%) и Азербайджане (32%). Пожалуй, самая специфическая структура спроса на товары российского производства наблюдается в Узбекистане. Это единственная из анализируемых стран, где в тройку самых популярных товаров из России входят косметика и автомобили, запчасти.

Автор: Людмила Карпова

 


* Индекс востребованности российских товаров за рубежом строится на основе вопроса: «За последние 2-3 года Вы или члены Вашей семьи покупали российские товары или нет? Если да, то какие? Я зачитаю варианты, а Вы ответьте „да“ или „нет“», — и рассчитывается как среднее количество категорий покупаемых товаров, приведенное к 100. Измеряется в баллах и принимает значения от 0 до 100. Чем выше индекс, тем больше видов российских товаров опрошенные покупали в своей стране.

С 28 октября по 30 ноября 2024 г.

Инициативные телефонные опросы

От 1000 до 1030 опрошенныхИнициативные телефонные опросы были проведены в следующих странах: Беларусь, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан. В каждом опросе приняли участие от 1000 до 1030 граждан конкретной страны в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке (с контролем квот на финальном этапе), извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории каждой страны.

Выборка репрезентирует взрослое население стран по полу, возрасту, региону и типу населенного пункта.

Какая из стран является основным экономическим партнером…

(открытый вопрос, любое число ответов, в % от опрошенных жителей конкретной страны, представлены топ-3 содержательных ответов)

Азербайджана

Турция

85

Россия

47

Пакистан

8

Армении

Россия

57

Франция

13

Иран

12

Беларуси

Россия

88

Китай

19

Казахстан

1

Грузии

США

19

Россия

18

ЕС

14

Казахстана

Россия

67

Китай

56

Турция

9

Кыргызстана

Россия

75

Китай

45

Турция

29

Молдовы

ЕС

34

Россия

24

Румыния

19

Узбекистана

Россия

54

Китай

27

Турция

10

Таджикистана

Россия

63

Китай

52

Узбекистан

23

С какими странами, на Ваш взгляд, нашей стране необходимо наращивать экономическое сотрудничество и товарный обмен? Назовите любое число стран

(открытый вопрос, любое число ответов, в % от опрошенных жителей конкретной страны, представлены топ-3 содержательных ответов)

Азербайджан

Турция

56

Россия

43

Китай

22

Армения

Россия

31

Китай

20

США

17

Беларусь

Россия

36

Китай

30

ЕС

8

Грузия

ЕС

28

США

16

Россия

15

Казахстан

Китай

62

Россия

59

Турция

30

Кыргызстан

Россия

59

Китай

50

Турция

33

Молдова

ЕС

20

Россия

20

Румыния

7

Узбекистан

Россия

31

Китай

24

Турция

15

Таджикистан

Китай

47

Россия

46

Узбекистан

30

За последние 2-3 года Вы или члены Вашей семьи покупали российские товары или нет? Если да, то какие? Я зачитаю варианты, а Вы ответьте «да» или «нет»

(закрытый вопрос, в % от опрошенных жителей конкретной страны, представлены топ-3 наиболее популярных категорий российских товаров из 13-ти предложенных)

Азербайджан

Продукты

59

Строительные материалы

32

Бытовая химия

32

Армения

Продукты

62

Одежда и обувь

43

Бытовая химия

39

Беларусь

Бытовая химия

41

Продукты

38

Одежда и обувь

35

Грузия

Продукты

50

Бытовая химия

19

Строительные материалы

11

Казахстан

Продукты

59

Бытовая химия

54

Одежда и обувь

50

Кыргызстан

Строительные материалы

57

Продукты

52

Товары для дома

52

Молдова

Продукты

21

Одежда и обувь

10

Бытовая химия

9

Узбекистан

Косметика

19

Продукты

19

Автомобили и запчасти

17

Таджикистан

Одежда и обувь

43

Продукты

42

Бытовая химия

36

Индекс востребованности российских товаров за рубежом*, в баллах

Кыргызстан

40,4

Казахстан

37,8

Армения

30,8

Таджикистан

26,1

Азербайджан

25,2

Беларусь

23,2

Узбекистан

16,3

Грузия

10,8

Молдова

7,2

 

* Cтроится на основе вопроса: «За последние 2-3 года Вы или члены Вашей семьи покупали российские товары или нет? Если да, то какие? Я зачитаю варианты, а Вы ответьте „да“ или „нет“», — и рассчитывается как среднее количество категорий покупаемых товаров, приведенное к 100. Измеряется в баллах и принимает значения от 0 до 100. Чем выше индекс, тем больше видов российских товаров опрошенные покупали в своей стране.

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07